18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

В петербургском Юсуповском дворце завершилась реставрация Мавританской гостиной

«Музей роскоши», как его называют путеводители, пополнился важной достопримечательностью с фонтаном

Восточная гостиная дворца Юсуповых на Мойке, легендарной усадьбы, в подвале которой был смертельно ранен Григорий Распутин, была оформлена по проекту Ипполита Монигетти в 1860-х годах. Свой нынешний вид она приобрела в конце XIX века благодаря архитектору Александру Степанову, внесшему изменения в первоначальный облик комнаты, после чего она и получила название Мавританская. Ее интерьер является подобием «божественной Альгамбры» — шедевра испано-мавританского зодчества Гранады ХIV века.

К середине ХХ века интерьер гостиной был на грани уничтожения, так как дворец значительно пострадал во время Великой Отечественной войны. Но главная причина аварийного состояния заключалась в подвижке грунта.

В конце 2007 года в результате этих изменений произошло значительное раскрытие уже существовавших мелких трещин в интерьере Мавританской гостиной и образовались новые: на стенах, плафоне, на полу. По словам Наталии Панкрашкиной, заместителя директора Юсуповского дворца по развитию и учетно-хранительской работе, «мраморные полы стали распадаться, углы плафонов подвисли на несколько сантиметров; гостиная была тут же закрыта для посещения, и, поскольку существовала реальная угроза потери интерьера, было принято решение о начале срочной реставрации».

В течение 2008 года были приняты противоаварийные меры по усилению фундамента комнаты, но только в 2013 году, в рамках адресной программы Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), начались плановые работы по реставрации самого интерьера.

За три года удалось усилить перекрытия и кирпичную кладку стен, отреставрировать стены, декорированные стилизованной живописью, стеновые панели, лепной декор, мраморные полы и колонны. Для реставрации использовали материалы, аналогичные историческим. Тем более что Юсуповы, бывшие хозяева дворца, думали о будущем и оставили в подвалах запас мрамора — его использовали для восстановления полов. Также была проведена реставрация потолочных фонарей, золоченых деревянных ставен, металлических радиаторных решеток. Установили на место ониксовую облицовку камина.

На западной и восточной стенах гостиной под росписями были обнаружены два живописных фамильных герба прежних владельцев, друг напротив друга. Один из них — старинный герб князей Юсуповых, присутствовавший в геральдических сборниках с 1799 года. Второй — его обновленный вариант, разработанный почти 100 лет спустя, когда родовитая княгиня Зинаида Юсупова стала супругой графа Феликса Сумарокова-Эльстона. В память об этом событии, для осознания нового статуса, измененный герб хозяева разместили в свежеотделанной Мавританской гостиной. Теперь оба изображения расчищены и отреставрированы. Надо отметить, что герб, утвержденный Александром III, во всем дворце можно увидеть только в этой комнате.

Отремонтирован и фонтан, украшающий гостиную. Его историческая чаша  приведена в идеальное состояние, устройство фонтана заменено на современное, с фильтрами очистки. «Он работает. Мы его включаем по особо торжественным случаям», — заверила Наталия Панкрашкина, не уточнив, правда, какие именно бывают «особо торжественные случаи».

Стоимость реставрации Мавританской гостиной составила около 70 млн руб.

Сегодня в бывшем дворце размещается Дом учителя (Дворец культуры работников просвещения), претендующий на получение музейного статуса: здесь уже давно проводят экскурсии, концерты и всевозможные культурные мероприятия. С восстановлением интерьера Мавританской гостиной Юсуповский дворец приблизился к констатации своего музейного уровня еще на один шаг.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+