18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Палаты раздора

№39
Материал из газеты

Государство медлит со спасением палат Пожарских — самого знаменитого из пустующих памятников в центре Москвы, находящегося в аварийном состоянии. Положение их кажется критическим

Даже в плачевном состоянии главный дом усадьбы — один из самых ценных исторических объектов Москвы. Палаты XVII века, принадлежавшие князю Дмитрию Пожарскому (от них нетронутым остался подвальный этаж, но спускаться туда опасно), при Петре I были расширены, и в 1812-м особняком владел военный губернатор Москвы граф Федор Ростопчин. Лето 1812 года в доме провел Николай Карамзин, сюда привезли раненого князя Багратиона, отсюда был отдан приказ о поджоге столицы. При Советах памятником владели «органы»: ВЧК — ОГПУ — НКВД — МГБ — КГБ… В 1970-х разработали секретный проект реставрации усадьбы на Мясницкой улице. Тогда и покрасили первый этаж главного дома — со сводчатыми потолками на опорах — грязно-голубой краской, какой красили туалеты в школах. О той эпохе напоминают пустые сейфы на втором, парадном этаже, где сохранились барочные амуры, живописные панно, плафоны, кованые перила и мозаика на полу. ФСБ сегодня принадлежит правый флигель, левый — некоему банку и реставрируется. Дом пустует 20 лет — с тех пор, как в 1990-х его перевели в частную собственность и отдали Инкомбанку, которого давно нет, особняк сменил хозяев. ООО «Карс», купившее его в 2005 году, — третий собственник, сразу же погрязший в судах, инициированных государством для изъятия здания (владелец его не реставрировал, хотя и подписал охранное обязательство). По словам представителей компании, подготовка и согласование проекта занимает время, а претензии им стали предъявлять уже чуть ли не через год. Поставленная только что на реставрацию усадьба Тургенева будет восстанавливаться три года, по уже готовому проекту. А она в лучшем состоянии, чем даже тогда были палаты Пожарских. Теперь же они погибают. В 2012 году суд постановил передать объект государству с выплатой компенсации в 276,44 млн руб., но Росимущество до сих пор не приняло особняк на баланс. Нет средств. Доступ в усадьбу закрыт (ограда по сей день в ведении ФСБ); ни бывший собственник, ни гипотетический меценат не могут провести работы хотя бы по консервации. «Кровля прохудилась в нескольких местах, — говорит координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин, указывая на дыры в лепном потолке, — и почти в каждом зале есть обрушения». Росимущество обратилось в Минфин с просьбой внести выплаты в бюджет-2016. Но деньги если и выделят, то после Нового года. Пока документы пройдут инстанции, зима кончится. Хорошо, если палаты Пожарских ее переживут. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+