18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Париж с Алексеем Тархановым: Artcurial взял билет на поезд

В парижском аукционном доме Artcurial прошла пресс-конференция, посвященная сразу двум событиям.

Первое — аукционисты завели собственный выставочный и культурный отдел Agence Artcurial Culture, который должен заниматься не столько предпродажными выставками, сколько культурной и художественной деятельностью. По сути, речь идет о художественном фонде.

«Я держу молоток аукциониста 20 лет, но у меня есть и другая профессия, — сказал на пресс-конференции Франсис Бриест, возглавивший Agence Artcurial Culture. — Это работа с художниками. Мы уже делали музейные проекты вроде художественного пространства в парижском аэропорту, а теперь объявляем о сотрудничестве с отделом наследия компании Orient Express».

И это как раз второе событие. Новый фонд начинает свою деятельность с подготовки выставки о знаменитом Orient Express, Восточном экспрессе, поезде, связавшем в начале прошлого века Европу с Азией и Африкой. Партнером Agence Artcurial Culture становится компания Orient Express, независимое подразделение французских железных дорог, и входящие в его штат дизайнеры и историки.

Дело в том, что железнодорожники Франции решили возродить восточный маршрут, который связал Лондон и Стамбул, и вновь пустить через Балканы легендарный поезд. А пока что компания занялась сбором художественной документации о Восточном экспрессе, который они хотят показать не просто роскошным отелем на колесах, а настоящим явлением культуры.

Два года назад они уже устраивали большую экспозицию в парижском Институте арабского мира. Там о знаменитом поезде говорили как о художественном мифе, о сказке, связывающей некоторые царства и некоторые государства, и недаром в качестве названия выставки был выбран сказочный зачин «Il était une fois l’Orient Express» — «Жил-был Восточный экспресс». На этой выставке становилось ясно, что путь самого известного экспресса Европы проходил не только через Вену, Белград, Софию, но и через всю историю западного искусства, живописи, литературы и кинематографии. «Путешествие на Восток» стало для многих европейцев обязательным шагом в образовании, в том числе эстетическом, потому что было обставлено со всей возможной восточной и западной роскошью. Когда-то Луи Вуиттон сделал для путешественника Пьера Саворньяна де Бразза чемодан со складной кроватью. Пассажирам и тем более пассажиркам Восточного экспресса раскладушка была не нужна, можно было на крахмальных простынях мчаться по дикой равнине. Отчасти об этом говорила на выставке в Институте арабского мира картина Поля Дельво с обнаженной женщиной, нежащейся в кровати посреди перрона, — его «Железный век».

«В 1920-е годы было много прекрасных поездов, но такого, как этот, не было, — сказал генеральный директор Orient Express Патрик Ропер. — Он давно исчез, а люди все равно о нем мечтают». С 2016 до 2020 год он хочет организовать передвижную выставку, которая двинется по маршруту экспресса, побывав в Будапеште, Вене, Венеции, Лондоне и Стамбуле. Словом повсюду, куда сегодня дотягиваются рельсы европейских железных дорог.

Художественный и научный консультант Agence Artcurial Culture Серж Лемуан, историк и хранитель, возглавлявший в 2001–2008 годах парижский Музей Орсе, напомнил о том, что поезд был настоящим художественным музеем — с авторской графикой на стенах, с интерьерами Рене Лалика, Альберта Дюнна и Рене Пру — и что эти вещи обладают огромной ценностью. Аукционисты это знают, кстати, не хуже музейщиков: предметы обстановки Восточного экспресса не раз выходили на торги, продавались они и в Artcurial.

Но главная ценность экспресса — и об этом тоже сказал Патрик Ропер — в истории, воспоминаниях, людях. Для Пьера Лоти, матроса и академика, писателя, помешанного на Турции, поезд стал кабинетом и библиотекой на колесах. Он проклял его напоследок за то, что рельсы открыли профанам дорогу на Восток. Махараджа Кох Бехара зимой 1907 года занял со своими женами и наложницами целый вагон. Одалиски мерзли, и он собрал все имевшиеся в поезде шубы, на прощание вознаградив соседей и обслугу полными пригоршнями бриллиантов. Грэм Грин упомянул поезд в двух своих вещах — в «Стамбульском экспрессе» и «Путешествии с тетушкой». Но чаще всего мы вспоминаем Агату Кристи, нашедшую в Восточном экспрессе свой новый роман. И фильм Сидни Люмета, где пространства двух вагонов хватило для двух часов драмы. И Джеймса Бонда, бежавшего в поезде из Стамбула с разведчицей Татьяной, своей любовью из России. На Восточном экспрессе путешествовала «королева шпионажа» Мата Хари — и настоящие короли, однажды заполонившие поезд по пути на похороны королевы Виктории. И даже им управлявшие: известна история Фердинанда, царя Болгарии, который так любил стоять у рычагов паровоза, что однажды чуть не пустил экспресс под откос. Дважды в Восточном экспрессе определяли судьбу западного мира и особенно Франции: именно в вагоне этого поезда она подписала победу в 1918-м и поражение в 1940-м.

Как заметил Франсис Бриест, люди в Европе путешествуют в основном ради культурных впечатлений. Так что цель — наполнить культурой даже сам процесс путешествия — вполне достижима. Весьма вероятно, что лет через пять на европейских железных дорогах вместо странствующего отеля появится художественно-исторический музей на колесах.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+