18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Между линией партии и нонконформизмом

На выставке «Другой ЛОСХ», открывшейся в Молодежном центре Эрмитажа 4 декабря, показаны произведения из двух частных коллекций — Николая Кононихина и Анны и Леонида Франц. Может быть, для части аудитории Молодежного центра уже необходимо не только расшифровывать аббревиатуру ЛОСХ (Ленинградское отделение Союза художников), но и подробно объяснять, чем являлась эта организация, но на вернисаж собрались преимущественно те, кому такие пояснения не требуются.

Интерес собирателей ограничен вынесенными в подзаголовок 1960–1980-ми годами. Тогда внутри Союза художников сложились не только неформальные группы, как круг учеников и последователей Павла Кондратьева, но и совместно действовавшие объединения — самым известным стала «Группа одиннадцати» с участием Завена Аршакуни, Валерия Ватенина и Виталия Тюленева. В завершающие советские десятилетия, когда лозунг «Наша цель — коммунизм» сменился призывами к построению развитого социализма, который постоянно удалялся, подобно линии горизонта, внутри официальных творческих организаций находилось достаточное количество ниш — ими и воспользовались художники, не готовые вступить на путь нонконформизма.

Именно такой нишей была секция графики ЛОСХ и основанная при ней в 1933 году литографская мастерская, где работали показанные на выставке Борис Ермолаев, Анатолий Каплан, Герта Неменова, прежде входившие в известные ленинградские художественные объединения «Круг художников» или «Четыре искусства». К графической секции принадлежали и ученик Павла Филонова Павел Кондратьев, и создавший собственную теорию «чашекупольного пространства» ученик Казимира Малевича Владимир Стерлигов. Вокруг них сложились полноценные школы, и влияние этих художников было так велико, что распространяется по сей день. В двух представленных коллекциях много живописных работ, отмеченных влиянием Александра Осмеркина: в 1932–1947 годах в Академии художеств из его мастерской вышли Иван Годлевский, Виктор Тетерин, Евгения Байкова, чьи произведения также есть на выставке.

На этикетках под фамилией автора и в каталоге выставки обязательно указано, с какого года художник состоял в ЛОСХе, однако нужно иметь в виду различия между 1934 годом, когда в новый союз входили недавние члены расформированных творческих организаций, послевоенным 1947-м в контексте ленинградских репрессивных кампаний и оттепельным началом 1960-х. В целом экспозиция складывается в один из интереснейших эпизодов русского искусства прошлого века, который еще должен быть написан — как с точки зрения социологической и экономической критики искусства, так и с позиций формального искусствознания. Пока что работы этих художников, присутствующие равно в частных коллекциях и государственных музеях, выглядят и воспринимаются отдельно — как друг от друга, так и от большого политического контекста недавней русской истории.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+