18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Культуру Перми ставят на новые рельсы: музей современного искусства переедет в трамвайное депо

Коллекцию Пермской государственной галереи предложено перенести в Речной вокзал, а коллекцию PERMM — в трамвайное депо. Да и в целом новая культурная политика региона может быть охарактеризована как «вперед, в прошлое».

Пермяки пишут губернатору петицию с просьбой разобраться с новым зданием для Пермской государственной художественной галереи, под ней уже подписалось 1,5 тыс. пермяков. Старое — Кафедральный собор — нужно отдать Русской православной церкви. Во время «пермской культурной революции» было проведено много архитектурных конкурсов с участием западных архитектурных звезд. Новую сцену оперного театра собирался строить англичанин Дэвид Чипперфилд, аэропорт — испанец Рикардо Бофилл, а швейцарец Петер Цумтор — галерею. После увольнения в июне 2013 года с поста директора Музея современного искусства PERMM Марата Гельмана власти города сменили вектор культурной политики. В сентябре прошли общественные слушания госпрограммы «Культура Пермского края». Во время своего выступления губернатор Виктор Басаргин сказал, что проекта Цумтора не будет: «Мы из второй инстанции получили отрицательное заключение по поводу строительства галереи на склоне». И предложил перенести на время коллекцию Пермской галереи в Речной вокзал, где сейчас музей PERMM, а тот, в свою очередь, — в пустующее трамвайное депо.

Судя по программе, новая культурная политика региона может быть охарактеризована как «вперед, в прошлое». Министр культуры Игорь Гладнев зачитывал по бумажке концепцию развития культуры в регионе. В ней нет ни слова о культурной столице, инновационных прорывах, остановке миграции молодежи в Москву и прочих фантазиях бывшего губернатора Олега Чиркунова. Зато есть о «сохранении», «привлечении», «кадрах» и «воспитании молодежи в духе патриотизма». Заканчивая свою речь, новый министр воскликнул: «Да здравствует наше прошлое!» — и после мхатовской паузы добавил: «И будущее». «Когда мы уберем красных человечков? Это же позор Перми!» — возмущался на обсуждении программы Равиль Исмагилов, председатель местного Союза художников. Речь идет о нескольких объектах паблик-арта питерской арт-группы Pprofessors (Мария Заборовская и Андрей Люблинский), представляющих собой скульптуры красных человечков высотой от 2,5 до 4 м, разбросанных по центру Перми. Когда их установили, пермский художник-реалист призывал власть сбросить варягов с пермского корабля современности, убрать красных человечков, а в случае не — пригрозил сжечь свои картины перед зданием Законодательного собрания.
Но не сжег.

Игорь Гладнев отшучивался в том духе, что у Равиля Бариловича какие-то особенные отношения со скульптурной группой.

«Красных человечков никуда не убирают, просто одного увезли на ремонт», — успокоила разбушевавшуюся общественность Наиля Аллахвердиева, руководитель паблик-арт-программы PERMM. Через три дня их снова установили. Но тревожиться есть из-за чего. В отношении культурных проектов своих предшественников новые власти высказываются противоречиво. Так, год назад Виктор Басаргин предложил перенести все арт-объекты в одно место. Получив письмо из Минкульта с просьбой представить предложения по размещению всех городских скульптур в одном месте, Наиля Аллахвердиева ответила: «Размещение арт-объектов в одном месте противоречит поставленной нами задаче. Каждый объект «сидит» на своем месте. Благодаря внешней среде стала возможна их интерпретация, резонансность. Каждый объект четко вписан в контекст». В самой Перми открывают новый арт-объект — православный. Типовая композиция Святые благоверные Петр и Феврония Муромские будет установлена в центре города, рядом с памятником погибшим афганцам Разорванное братство.

Но есть и хорошие новости: разгромленный вандалами объект Счастье не за горами, который был создан Борисом Матросовым в 2009 году и располагается на набережной Камы за Речным вокзалом, починила за свой счет неаффилированная пермская компания. Выходит, начавшаяся сверху культурная революция сегодня подхватывается снизу. А это значит, что пусть не так, как раньше, но что-то обязательно в Перми происходить будет.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
13-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, проходящая 12–14 сентября на площадке «Тимирязев Центр», приятно удивила количеством и качеством искусства и праздничной атмосферой
12.09.2025
Виртуозы стендов: открылась Cosmoscow 2025
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+