18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Объединение наследия Рерихов проходит болезненно

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) передало здания усадьбы Лопухиных, где сейчас располагается общественный музей имени Николая Рериха Международного центра Рерихов (МЦР), в оперативное управление Государственному музею искусства народов Востока. Соответствующее сообщение было опубликовано на сайте Росимущества 25 ноября.

В связи с этим на сайте МЦР появилось открытое письмо на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, где выражается обеспокоенность судьбой общественного музея и центра, размещающихся в усадьбе последние 26 лет. В письме сказано, что «передача усадьбы Государственному музею Востока была инициирована руководством Министерства культуры РФ, которое давно планирует создать в усадьбе Лопухиных государственный музей вместо общественного Музея им. Н.К.Рериха».

В Музее Востока факт передачи усадьбы в оперативное управление подтвердили. Заместитель генерального директора по научной работе Тигран Мкртычев пояснил, что здания сейчас находятся в процессе передачи, в них планируется организовать музей Николая Рериха. «Идеальной ситуацией было бы объединить в рамках общего государственного музея государственные и частные составляющие наследия Рерихов, чтобы все желающие могли с ним ознакомиться в полном объеме», — добавил он, также выразив надежду на конструктивный диалог между организациями.

Как рассказал нашему изданию вице-президент МЦР Александр Стеценко, при передаче усадьбы Музею Востока возникла правовая коллизия, поскольку в августе 2014 года правительство Москвы передало усадьбу Лопухиных испытывавшему материальные трудности МЦР в безвозмездное пользование, также списав задолженность по арендной плате. Позднее, в октябре 2015 года, строения перешли в собственность Российской Федерации — Росимущества. По словам Стеценко, после передачи зданий усадьбы в оперативное управление Музея Востока последний не сможет их использовать из-за нахождения там МЦР. «Мы чувствуем большую опасность, что договор с Центром Рерихов будет расторгнут под любым предлогом, чтобы выселить нас из усадьбы», — говорит он. На данный момент МЦР обратился в Росимущество для перезаключения договора безвозмездного пользования с новым собственником здания. Никаких действий по выселению центра из усадьбы пока предпринято не было.

Усадьба Лопухиных была передана МЦР в 1989 году по просьбе Святослава Рериха для размещения там общественного музея имени его отца. В последние годы между московскими властями и Росимуществом шли переговоры о ее статусе (муниципальный либо федеральный), вопрос о котором не был урегулирован и закреплена она ни за кем не была. В марте 2015 года представители Министерства культуры заявляли, что здания необходимо оставить за МЦР. О планах создать единый государственный музей Рерихов стало известно этой осенью; министерство надеется объединить в нем работы, находящиеся в трех государственных собраниях: Музея Востока, Третьяковской галереи и Русского музея. Планировалось подключить и собрание МЦР — для этого музей должен получить особый статус, позволяющий общественным объединениям участвовать в организации его работы.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+