18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ускользая за пределы высказывания

«Эссе. Тексты. Диалоги» живого классика украинской абстрактной живописи Тиберия Сильваши за последние несколько лет были собраны командой Щербенко Арт-Центра, а киевское издательство huss выпустило небольшую книгу.

Произведения Сильваши опубликованы здесь на тех языках, на которых были написаны и произнесены, — на русском и украинском, сюда же вошли переводы некоторых текстов на английский. Перед нами — избранное избранного, скорее всего, автор написал существенно больше. «Тексты» — содержащие, как и эссе, мысли об искусстве, но не согласные укладываться ни в одну из жанровых рамок, — это по большей части (коли не просто заметки на полях бытия) комментарии к художественным проектам, не все из которых даже прямо названы. «Диалоги» — это интервью разным журналистам, публиковавшиеся прежде в разных изданиях.

Среди первых не мыслей даже, а чувств, за которыми уже на первых страницах застает себя читатель: как же здесь не хватает зрительного ряда. Репродукций работ автора или по крайней мере хоть одной его собственной фотографии. Нет, не «иллюстраций», — которые, как известно, по отношению к тексту вторичны, и задача их — смиренно сопровождать его и комментировать. Не хватает именно что ряда визуально воспринимаемых высказываний, параллельного и равноценного словесному. Тем более что автор — не только теоретик живописи, идеолог и организатор художественной жизни, эссеист и философ, но еще и — собственно, в первую очередь, — художник. Точнее, живописец, и эта разница для него принципиальна.

«<…> живописцем становишься тогда, когда твое профанное „Я” отходит в сторону, исчезает. Это такая имперсональная позиция. А художник — это всегда четко обозначенное превалирование „Я”».

И это при том, что «один из самых страшных терминов, которые существуют, — самовыражение. Ничего страшнее самовыражения в искусстве не бывает. Есть совершенно высшая реальность, она исключительно делается искусством. Иначе бессмысленно этим заниматься. Вот когда ты спрячешься, тогда и начинается настоящее искусство».

«Живописец работает Эоном — это поток времени не расчлененный; а художник в таком случае работает с Хроносом…»

Понятно, что заинтересованному читателю при нынешних возможностях не составит никакого труда найти работы Сильваши в интернете. Но штука в том, что оба свойственных автору типа высказываний есть смысл воспринимать одновременно — и продуманы они должны быть, конечно, тоже вместе.

«Нефильтрованная жизнь, сырая реальность не „просматривается”, не „считывается” с произведения, а проживается „опытом” пережитого времени». Ускользая за пределы высказывания, чтобы успеть увидеть мир, отраженный в падающей капле дождя. Так работает искусство, когда оно уходит из культуриндустрии, оказываясь на границах пространств духовных практик. В поисках целостности, опыта. Без посредничества. Без механизма описания. Это пространство „замедленного времени”».

Сильваши — мыслитель. Одна из собеседниц автора Ольга Балашова (диалог с которой тоже вошел в книгу) даже назвала его работы «документацией мыслительного процесса». Мне кажется, что более точным было бы сказать несколько иначе: он — метафизик. Всё, что он делает, — это работа с реальностью, с отношениями человека к ней и с возникающими в ходе этих отношений смыслами.

Собственно, можно сказать еще более прямо: все это — духовная практика, при том что сам автор, как видим, из некоторой особенной осторожности склонен размещать свою работу скорее на ее границах, и явных отсылок к трансцендентной реальности у него нет — как, впрочем, и сколько-нибудь жесткого деления реальности на «трансцендентную» и «имманентную».

Заметим так же, что Сильваши вообще не склонен к проведению жестких границ; мы не обнаружим таковой и между «западной» и «восточной» по происхождению частями его мировосприятия, для него все цельно.

Ближайшие жанровые родственники его текстов, даже когда те представляют собой небольшие — иной раз на абзац-другой — комментарии к арт-проектам, — не искусствоведческие статьи, не художественные манифесты, а философские трактаты. Первый текст-родственник, пришедший на память автору этих строк, — «О духовном в искусстве» Василия Кандинского.

Мысль и чувство у Сильваши — равноправные орудия метафизической восприимчивости и рефлексии. Рискну предположить, что именно поэтому, а не только в силу персональной стилистической прихоти он не пишет философских трактатов и не выстраивает теоретических систем, а ограничивается эссеистикой и комментариями к создаваемым арт-объектам и предпринимаемым арт-проектам. Иногда он их даже впрямую объясняет, выговаривает их идею — как, например, в одном из вошедших в книгу текстов он поступает с проектом «Монохромия», — но так бывает редко. Несловесное высказывание для него в конечном счете адекватнее, полнее. Одной умозрительности никогда не достаточно.

«Ты видишь „Это”», — восклицал дзенский наставник, для пущей наглядности ударял палкой по спине ученика, добиваясь от него способности общаться с реальностью. Не с концепциями и интеллектуальными заменителями. Не с изворотливостью спекулятивной речи. Не с психологическими симулякрами и романтическими иллюзиями. А с „Этим”. С пространством чистых отношений».

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+