18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Посттравматический синдром Альберто Бурри

Альберто Бурри (1915–1995), пожалуй, наряду с Лучо Фонтаной самый известный итальянский художник послевоенного времени за пределами Италии. Первая монография о нем тоже появилась за рубежом — в США в середине 1950-х, в ее издании принимал участие Джеймс Джонсон Суини, второй директор Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке. Популярность Бурри в Америке была огромной, его персональные выставки помимо Музея Гуггенхайма (1953) проходили в престижных галереях Нью-Йорка и Чикаго.

Художником Бурри тоже стал в США. Врач по образованию, с началом войны он был отправлен на фронт в Северную Африку как военный медик, где попал в 1943 году в плен и был перевезен в Техас в лагерь военнопленных. Там он и решил заняться искусством. Как бы то ни было, с оглядкой на историю или без, Музей Гуггенхайма вновь подготовил у себя ретроспективу итальянского художника, крупнейшую в США за последние 40 лет. Предыдущая выставка, состоявшаяся в 1978 году, занимала три уровня знаменитой спирали Фрэнка Ллойда Райта в Гуггенхайме; нынешняя же включила в себя более 100 произведений художника и заполнила все шесть уровней выставочного пространства музея. Название выставки Травматическая живопись отсылает, по словам ее куратора Эмили Браун,  к «состоянию, в котором находилось искусство после Второй мировой войны» и лично к Бурри, к его военной биографии.

Так, с мешковиной, одним из излюбленных своих материалов, Бурри начал работать уже в лагере, за неимением, видимо, ничего другого. После художник сконцентрировался на выразительных свойствах и других материалов: смолы, пемзы, песка. Затем последовали обгоревшая древесина, пластик и сваренные металлические листы. Неслучайно Бурри считают провозвестником arte povera.

Выставка в Гуггенхайме выстроена хронологически, что позволяет проследить абсолютно инновационную эволюцию сложнейшей техники Бурри.

Как правило, он работал сериями, экспериментируя с фактурой материала. «Некоторые из этих серий пересекаются, но обычно, исчерпав весь потенциал материала, он двигался дальше», — говорит Эмили Браун. Есть в экспозиции и малоизвестные работы, как, например, поздние монохромы с шероховатыми поверхностями с включением фрагментов парусины и поверхности с глубокими трещинами.

Эти работы возникли после того, как Бурри в 1970‑х посетил Долину Смерти в Сьерра-Неваде. На выставке демонстрируется и фильм голландского фотографа Петры Нордкамп, отправляющий зрителя на Сицилию, в разрушенный в 1968 году землетрясением городок Джибеллина, который художник покрыл слоем бетона, сохранив очертания его ландшафта и зданий, создав своего рода ленд-артовский мемориал. После Нью-Йорка, уже в марте, выставка поедет в Дюссельдорф, в Выставочный зал земли Северный Рейн — Вестфалия. 

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+