The Art Newspaper Russia
Поиск

Мирослав Балка: «Я почувствовал стыд»

Алёна Лапина

Алёна Лапина

В Москве открывается выставка специального гостя 5 Московской биеннале современного искусства знаменитого польского художника Мирослава Балки «Фрагмент». Выставка проходит на двух площадках: в Государственном центре современного искусства и в центре современного искусства «Винзавод». Выставка задумана для трех стран – Польши, Германии и России, и уже с успехом была продемонстрирована в Польше и Германии. Выставка состоит из 16 видеоработ 1998-2010 годов. «Фрагмент» посвящен теме взаимодействия личной памяти и памяти исторической, депортации евреев и концентрационным лагерям во время II Мировой войны. Организовал выставку Государственный центр современного искусства.

В вашем творчестве II Мировая война играет огромную роль, к этой теме вы постоянно обращаетесь, но не были ее свидетелем, отчего это так важно для вас? 

То, что я начал заниматься  именно этой темой - следствие того, что я очень мало об этом знал. Все началось с конкретного события – депортация евреев из моего родного городка Отвоцк, где я вырос. В один день в 1942 году из Отвоцка вывезли 8 тысяч евреев единовременно, это 75 процентов населения.  Когда я был школьником, нам об этом не рассказывали. И только после 1989 года об этом начали говорить открыто. Я почувствовал стыд, что я так мало знаю об этом событии, стыд за своих родителей, которые никогда не говорили об этом со мной. Поэтому мне, как художнику, было необходимо высказаться, уделить внимание этой истории. И именно поэтому я занялся тем, что сам не пережил.

Почему именно Варшава, Германия и Россия были выбраны для презентации проекта «Фрагмент»? 

Есть особая историческая и географическая линия – Берлин-Варшава-Москва. Я занимаюсь только тем, что мне близко, а Россия и Германия -- соседи Польши. Во времена Отечественной войны 1812 года войска Наполеона проходили через Белоруссию и Украину, но конечным пунктом была Москва.  Какие-то более или менее исторически значимые события происходили на трассе «Москва-Берлин», а Варшава как бы между ними. С исторической точки зрения обозначить эти места чрезвычайно важно. Не только со стороны Второй Мировой войны, а еще с точки зрения смешения крови. Очень много немцев погибло на территории России, русских на территории Польши и Германии. Происходит некоторая кровная связь между нашими странами. 

Проекты в Варшаве, Берлине и в Москве отличаются по композиции или, может, произведениями?

За каждым местом, где проводится выставка, стоит история, каждый раз это новое прочтение и новое видение проекта, история «Фрагмента» объединяется с историей места и начинает работать. В Варшаве выставка была представлена в 2011 году в Центре современного искусства «Уяздовский замок», в нем раньше была больница. В Берлине в 2012 году выставка проводилась в Академии искусств, в которой работал Альберт Шпеер, личный архитектор Гитлера, позже, в эпоху Восточной Германии, там была тюрьма. «Винзавод» тоже очень историческое место. Когда мы готовили «Фрагмент», места в здании Государственного центра современного искусства не хватило, нам предложили пространство «Винзавода». В ГЦСИ вместилось всего лишь три работы, но мне было важно показать больше, так как выставка в России у меня впервые. То есть мой проект состоит из двух фрагментов, таким образом еще раз подчеркивается мысль о том, что все является фрагментом.

Были же еще исторические события, которые произошли при вашей жизни уже, и может стоило отразить их в творчестве, как взаимодействие именно вашей памяти и исторической?

Я думаю, что этот опыт так непосредственно не переносится на искусство. Я считаю, что живу в интересные времена, родился в 58 году прошлого века. В эпоху другого взгляда на продукт, на товар, в системе непотребительской. Позже я был свидетелем движения «Солидарность», потом я видел «открытие» Европы, падение Берлинской стены. Так что на моих глазах происходило очень многое, чему очень завидует мой сын, родившейся в начале 90-х. И этот опыт в какой-то степени переносится на мое искусство. Сначала опыт экстремально пустого пространства, теперь опыт пространства, которое заполняется экстремально.

Просмотры: 1644
Популярные материалы
1
Поцелуй в истории искусства
Страстные и мифологические, растиражированные и непристойные, однополые и даже патриотические — смотрите нашу подборку самых известных (и не очень) арт-поцелуев ко Дню всех влюбленных.
14 февраля 2018
2
Шедевры Густава Климта стали доступнее
В венском Музее истории искусств вновь установили «Лестницу к Климту», а в шкафу бывшего музейного секретаря нашли его считавшийся утраченным рисунок.
16 февраля 2018
3
Дэвид Хокни написал свою историю искусства
Издательство «Ад Маргинем Пресс» в рамках совместной программы с МСИ «Гараж» выпустило книгу «История картин: от пещеры до компьютерного экрана», в которой знаменитый художник беседует с историком искусства и писателем Мартином Гейфордом.
16 февраля 2018
4
Умер Александр Шаталов
Телеведущая и писательница Светлана Конеген и директор музея-заповедника Василия Поленова Наталья Поленова вспоминают о своем друге поэте и издателе Александре Шаталове.
16 февраля 2018
5
Те же, но в Манеже: репортаж с ярмарки Russian Art & Antique Fair
Сегодня в московском Манеже открывается ярмарка классического и современного искусства RAAF (13–18 февраля). В матче между классиками и современниками счет пока в пользу классиков.
13 февраля 2018
6
Ольга Кабанова: Казус Полисского и синдром тотальной бдительности
Арт-критик и редактор The Art Newspaper Russia o ситуации с «Пламенеющей готикой», сгоревшей на Масленицу в Никола-Ленивце.
19 февраля 2018
7
Николай Полисский о «Пламенеющей готике»: «Это созданный на пустом месте конфликт»
Художник и основатель фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» Николай Полисский рассказал TANR о скандале вокруг его произведения «Пламенеющая готика».
19 февраля 2018
8
«Мадонна во славе» вернулась в Эрмитаж
Музей завершил многолетнюю реставрацию одного из шедевров Россо Фьорентино — «Мадонны во славе».
15 февраля 2018
9
Три выставки недели
Каждое третье воскресенье месяца музеи, находящиеся в ведении города Москвы, можно посетить бесплатно. Предлагаем «Ретроспективу» Всеволода Тарасевича в МАММ, «Войти в историю» в Музее Москвы и «Северный путь» в Дарвиновском музее.
16 февраля 2018
10
Советское ар-деко покажут в галерее «Эритаж»
Предметы мебели и декоративно-прикладного искусства, созданные в СССР в конце 1920-х — 1930-е годы, соседствуют на выставке с эталонными образцами стиля ар-деко из Нью-Йорка и Парижа.
19 февраля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru