The Art Newspaper Russia
Поиск

Мирослав Балка: «Я почувствовал стыд»

Алёна Лапина

Алёна Лапина

В Москве открывается выставка специального гостя 5 Московской биеннале современного искусства знаменитого польского художника Мирослава Балки «Фрагмент». Выставка проходит на двух площадках: в Государственном центре современного искусства и в центре современного искусства «Винзавод». Выставка задумана для трех стран – Польши, Германии и России, и уже с успехом была продемонстрирована в Польше и Германии. Выставка состоит из 16 видеоработ 1998-2010 годов. «Фрагмент» посвящен теме взаимодействия личной памяти и памяти исторической, депортации евреев и концентрационным лагерям во время II Мировой войны. Организовал выставку Государственный центр современного искусства.

В вашем творчестве II Мировая война играет огромную роль, к этой теме вы постоянно обращаетесь, но не были ее свидетелем, отчего это так важно для вас? 

То, что я начал заниматься  именно этой темой - следствие того, что я очень мало об этом знал. Все началось с конкретного события – депортация евреев из моего родного городка Отвоцк, где я вырос. В один день в 1942 году из Отвоцка вывезли 8 тысяч евреев единовременно, это 75 процентов населения.  Когда я был школьником, нам об этом не рассказывали. И только после 1989 года об этом начали говорить открыто. Я почувствовал стыд, что я так мало знаю об этом событии, стыд за своих родителей, которые никогда не говорили об этом со мной. Поэтому мне, как художнику, было необходимо высказаться, уделить внимание этой истории. И именно поэтому я занялся тем, что сам не пережил.

Почему именно Варшава, Германия и Россия были выбраны для презентации проекта «Фрагмент»? 

Есть особая историческая и географическая линия – Берлин-Варшава-Москва. Я занимаюсь только тем, что мне близко, а Россия и Германия -- соседи Польши. Во времена Отечественной войны 1812 года войска Наполеона проходили через Белоруссию и Украину, но конечным пунктом была Москва.  Какие-то более или менее исторически значимые события происходили на трассе «Москва-Берлин», а Варшава как бы между ними. С исторической точки зрения обозначить эти места чрезвычайно важно. Не только со стороны Второй Мировой войны, а еще с точки зрения смешения крови. Очень много немцев погибло на территории России, русских на территории Польши и Германии. Происходит некоторая кровная связь между нашими странами. 

Проекты в Варшаве, Берлине и в Москве отличаются по композиции или, может, произведениями?

За каждым местом, где проводится выставка, стоит история, каждый раз это новое прочтение и новое видение проекта, история «Фрагмента» объединяется с историей места и начинает работать. В Варшаве выставка была представлена в 2011 году в Центре современного искусства «Уяздовский замок», в нем раньше была больница. В Берлине в 2012 году выставка проводилась в Академии искусств, в которой работал Альберт Шпеер, личный архитектор Гитлера, позже, в эпоху Восточной Германии, там была тюрьма. «Винзавод» тоже очень историческое место. Когда мы готовили «Фрагмент», места в здании Государственного центра современного искусства не хватило, нам предложили пространство «Винзавода». В ГЦСИ вместилось всего лишь три работы, но мне было важно показать больше, так как выставка в России у меня впервые. То есть мой проект состоит из двух фрагментов, таким образом еще раз подчеркивается мысль о том, что все является фрагментом.

Были же еще исторические события, которые произошли при вашей жизни уже, и может стоило отразить их в творчестве, как взаимодействие именно вашей памяти и исторической?

Я думаю, что этот опыт так непосредственно не переносится на искусство. Я считаю, что живу в интересные времена, родился в 58 году прошлого века. В эпоху другого взгляда на продукт, на товар, в системе непотребительской. Позже я был свидетелем движения «Солидарность», потом я видел «открытие» Европы, падение Берлинской стены. Так что на моих глазах происходило очень многое, чему очень завидует мой сын, родившейся в начале 90-х. И этот опыт в какой-то степени переносится на мое искусство. Сначала опыт экстремально пустого пространства, теперь опыт пространства, которое заполняется экстремально.

Просмотры: 3141
Популярные материалы
1
Nemoskva: оптимистическая трагедия
В санкт-петербургском Манеже 8 августа откроется выставка «Немосква не за горами». И это отличный повод съездить в город на Неве.
07 августа 2020
2
Зачем музеи приглашают селебрити
Рассказываем о набирающей обороты тенденции приглашать знаменитостей для промоутирования коллекций и выставок и размышляем, зачем это нужно музеям.
10 августа 2020
3
Эдвард Хоппер: мечта и меланхолия
Популярнейшего американского художника знают, без преувеличения, во всем мире. Но в России его выставок не было, а биография вышла у нас впервые.
07 августа 2020
4
Турист, сломавший ногу скульптуре Кановы, сдался полиции
Итальянский суд может предъявить обвинение вандалу, отломившему пальцы на ноге гипсовой модели скульптуры Полины Бонапарт.
06 августа 2020
5
Германия увеличила бюджет на покупку искусства с €500 тыс. до €3 млн
Правительство планирует приобрести 150 произведений и таким образом помочь художникам и галереям преодолеть экономические трудности, связанные с пандемией коронавируса.
06 августа 2020
6
До самых до окраин
Большая музейная четверка — Эрмитаж, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Русский музей и Третьяковская галерея — последовательно открывает в российских регионах филиал за филиалом.
06 августа 2020
7
Иван Цветков: верный поклонник русской школы
Третьяковка показывает выставку произведений из дореволюционной коллекции Цветкова с «Золотошвейкой» Тропинина, эскизами Сурикова к «Утру стрелецкой казни» и этюдом Васнецова к «Богатырям», которые теперь входят в музейное собрание.
07 августа 2020
8
Караваджо и Бернини гостят на выставке Рейксмузеума «Барокко в Риме»
Среди главных экспонатов — знаменитые полотна «Нарцисс у ручья» и «Мальчик, укушенный ящерицей» Караваджо, а также скульптура Бернини «Дети, дразнящие фавна».
06 августа 2020
9
Ива Бувье подозревают в неуплате налогов с продаж искусства на сумму в £276 млн
Федеральный уголовный суд Швейцарии постановил раскрыть документы, которые могут поставить под сомнение факт, что арт-дилер полностью декларировал доходы от сделок по продаже искусства коллекционеру Дмитрию Рыболовлеву.
06 августа 2020
10
Дачу Пастернака отреставрируют
Здание приведут в порядок и приспособят к современному использованию в ближайшее время.
10 августа 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru