18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей истории ГУЛАГа открывается в новом здании

Государственный музей истории ГУЛАГа открывается 31 октября в новом здании в 1-м Самотечном переулке в Москве выставкой «Национальная память о ГУЛАГе». По 1 ноября в музее пройдет научно-практический семинар «От Соловков до Колымы: память о ГУЛАГе в музейных собраниях современной России», который положит начало созданию Ассоциации музеев памяти.

Даже издалека здание в 1-м Самотечном переулке (дом № 9) производит сильное впечатление: покрытые медными листами фасады — три из четырех — переливаются, отражая свет. Единственная краснокирпичная стена, выходящая в переулок, символизирует преемственность: старое здание музея было тоже из кирпича.

Государственный музей истории ГУЛАГа был основан в 2001 году Антоном Антоновым-Овсеенко — известным историком, публицистом, общественным деятелем, в свое время прошедшим через сталинские лагеря как сын врага народа. Экспозиция музея была открыта в 2004 году. Собрание включает в себя архив документов, писем, воспоминаний бывших узников ГУЛАГа; коллекцию личных вещей, принадлежавших им и связанных с историей пребывания в заключении; коллекцию произведений искусства, созданных художниками, прошедшими лагеря, и современными авторами, предлагающими свое осмысление этой темы. В 2015 году музей переехал в новое здание, увеличив свои площади в четыре раза. Помимо залов постоянной экспозиции, у музея появились помещения для временных выставок, кинозал, фондохранилище, в здании будут работать исследовательский центр, студия визуальной антропологии, библиотека, издательский и социально-волонтерский центры. На прилегающей к музею территории планируется создание сада Памяти.

Первой публичной акцией обновленного Музея ГУЛАГа стал конкурс на проект памятника жертвам массовых репрессий, в котором победил Георгий Франгулян. Его «Стену скорби» установят на углу проспекта Сахарова и Садовой-Спасской.

Открывающаяся выставка организована в виде цепочки сменяющих друг друга экспозиционных пространств, представляющих зрителям память об эпохе политических репрессий. Центральная часть экспозиции включит в себя более 100 предметов из 25 музеев со всей страны, объединенных темой ГУЛАГа. Вещи, документы, фотографии очевидцев дадут посетителям возможность увидеть через личные истории людей драматическую историю большой страны. Широту географии выставки подчеркнет карта СССР с нанесенными на нее обозначениями лагерных управлений, лагерей и количеством заключенных, содержавшихся в них в разные периоды.

Одна из главных задач выставочного проекта — высветить тему сохранения исторической памяти о терроре и ГУЛАГе, способствовать более глубокому осмыслению и пониманию советского периода российской истории, а также объединить музеи памяти из различных городов России.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+