18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей истории ГУЛАГа открывается в новом здании

Государственный музей истории ГУЛАГа открывается 31 октября в новом здании в 1-м Самотечном переулке в Москве выставкой «Национальная память о ГУЛАГе». По 1 ноября в музее пройдет научно-практический семинар «От Соловков до Колымы: память о ГУЛАГе в музейных собраниях современной России», который положит начало созданию Ассоциации музеев памяти.

Даже издалека здание в 1-м Самотечном переулке (дом № 9) производит сильное впечатление: покрытые медными листами фасады — три из четырех — переливаются, отражая свет. Единственная краснокирпичная стена, выходящая в переулок, символизирует преемственность: старое здание музея было тоже из кирпича.

Государственный музей истории ГУЛАГа был основан в 2001 году Антоном Антоновым-Овсеенко — известным историком, публицистом, общественным деятелем, в свое время прошедшим через сталинские лагеря как сын врага народа. Экспозиция музея была открыта в 2004 году. Собрание включает в себя архив документов, писем, воспоминаний бывших узников ГУЛАГа; коллекцию личных вещей, принадлежавших им и связанных с историей пребывания в заключении; коллекцию произведений искусства, созданных художниками, прошедшими лагеря, и современными авторами, предлагающими свое осмысление этой темы. В 2015 году музей переехал в новое здание, увеличив свои площади в четыре раза. Помимо залов постоянной экспозиции, у музея появились помещения для временных выставок, кинозал, фондохранилище, в здании будут работать исследовательский центр, студия визуальной антропологии, библиотека, издательский и социально-волонтерский центры. На прилегающей к музею территории планируется создание сада Памяти.

Первой публичной акцией обновленного Музея ГУЛАГа стал конкурс на проект памятника жертвам массовых репрессий, в котором победил Георгий Франгулян. Его «Стену скорби» установят на углу проспекта Сахарова и Садовой-Спасской.

Открывающаяся выставка организована в виде цепочки сменяющих друг друга экспозиционных пространств, представляющих зрителям память об эпохе политических репрессий. Центральная часть экспозиции включит в себя более 100 предметов из 25 музеев со всей страны, объединенных темой ГУЛАГа. Вещи, документы, фотографии очевидцев дадут посетителям возможность увидеть через личные истории людей драматическую историю большой страны. Широту географии выставки подчеркнет карта СССР с нанесенными на нее обозначениями лагерных управлений, лагерей и количеством заключенных, содержавшихся в них в разные периоды.

Одна из главных задач выставочного проекта — высветить тему сохранения исторической памяти о терроре и ГУЛАГе, способствовать более глубокому осмыслению и пониманию советского периода российской истории, а также объединить музеи памяти из различных городов России.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание
04.08.2025
У Бориса Мессерера свои счеты со временем
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+