18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Михаил Миндлин рассказал о реконструкции самарского «Серпа и молота»

Проект реконструкции здания Средневолжского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), который разместится в бывшей фабрике-кухне в Самаре, покажут на фестивале «Зодчество», проходящем в Центральном доме художника с 1 по 3 октября. Его разработали Центральные научно-реставрационные проектные мастерские Министерства культуры РФ, победившие в открытом конкурсе. Концепцию реконструкции написали член Федерального научно-методического совета по культурному наследию Минкультуры РФ, заместитель декана Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Виталий Стадников и директор ГЦСИ Михаил Миндлин.

Как рассказал нашему корреспонденту Михаил Миндлин, здание, находящееся в плачевном состоянии, будет восстановлено в соответствии с первоначальным конструктивистским проектом архитектора Нарпита Екатерины Максимовой, без изменения планировки, а с приспособлением ее под нужды центра. Планируемая инфраструктура самарского ГЦСИ впечатляет: помимо выставочных пространств, там появятся лекционные залы, медиатека, многофункциональный кинозал, помещения для проведения конференций, зона резиденций для работы приглашенных художников, хранилища и многое другое. Конкретные сроки реализации проекта и его бюджет будут определены после выбора генерального подрядчика. Возглавляет филиал Роман Коржов, а художественным руководителем назначен самарский художник Владимир Логутов.

Здание бывшей фабрики-кухни было построено в 1932 году. В своем первозданном виде постройка, совмещавшая в себе передовые инженерные технологии, утилитарность и идеологический посыл (с высоты птичьего полета его очертания напоминают серп и молот), существовала недолго: уже в 1944 году она была реконструирована по проекту самарского архитектора Ивана Салоникиди. Тогда под предлогом сохранения тепла здание лишилось обильного остекления, взамен его внешний фасад приобрел классический декор.

Однако последний не пережил прихода свободного рынка: в 1998–1999 годах, когда в постройке расположились торговый центр и клубы, классические элементы были сбиты, на смену им пришла пластиковая рейка, которой обшили все здание, заново перекрытое пронзительно-синей крышей. Изменения претерпела и планировка бывшей фабрики-кухни: атриум спортзала перекрыли, а потолок с уникальными балочными конструкциями был скрыт от глаз посетителей.

Долгое время здание было предметом спора между его собственниками, намеревавшимися построить на этом месте офисно-развлекательный центр, государством и неравнодушной общественностью, требовавшей признать постройку объектом культурного наследия. Осенью 2013 года по инициативе депутата Государственной Думы Александра Хинштейна Самару посетил министр культуры Владимир Мединский. Тогда было решено выделить около 350 млн руб. на восстановление фабрики-кухни и поместить в ней новый филиал Государственного центра современного искусства. В декабре того же года памятник был передан городу, а в октябре следующего в соответствии с приказом Министерства культуры РФ в Самаре был создан Средневолжский филиал ГЦСИ.

Помимо Средневолжского, у московского Государственного центра современного искусства есть еще шесть филиалов. Самое большое историческое здание, реконcтрукция которого закончилась в этом году, принадлежит Волго-Вятскому филиалу, открытому более десяти лет назад в Нижнем Новгороде. Это нижегородский Арсенал. Первый этап его реставрации в 2013 году был отмечен премией нашей газеты.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+