18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Филипп Малявин возвращается в лоно русского искусства. Теперь уже окончательно

На выставке представлено около 70 живописных работ и 100 листов графики, позволяющих проследить весь путь Филиппа Малявина (1869–1940), включая малоизвестный почти 20-летний период эмиграции. Произведения происходят из собраний Русского музея, Третьяковской галереи и других российских музеев, из музейных коллекций Белоруссии и Латвии, а также из частных собраний. Такой развернутой экспозиции Малявина, как это ни удивительно, до сих пор не было, хотя художник — давно уже признанный классик русского искусства первой половины ХХ века, а известность и успех к нему пришли довольно рано, и не только на родине, но и за ее пределами.

Первые навыки в живописи родившийся в многодетной крестьянской семье в Самарской губернии Малявин получил в 14-летнем возрасте, приняв послушничество на Афоне, где помогал в иконописной мастерской. Позднее доминирующий в его живописи красный цвет многие исследователи будут связывать именно с иконописной традицией. Там же, на Афоне, произошла судьбоносная встреча юного инока со скульптором и ректором Императорской академии художеств Владимиром Беклемишевым, разглядевшим в нем большой талант и увезшим его в Петербург. Уже через три года Малявин стал учеником Ильи Репина в Высшем художественном училище при академии, а написанные им в это время сюжетыиз крестьянского быта и портретная галерея соучеников (Константина Сомова, Игоря Грабаря, Анны Остроумовой-Лебедевой) не остались без внимания ни зрителей, ни критики. Но настоящим фурором стало выставленное на конкурс в 1899 году при окончании АХ монументальное полотно Смех, с необычайной экспрессией запечатлевшее облаченных в красочные крестьянские наряды молодых русских крестьянок из русской глубинки. Совет академии шокировали размашистый мазок и вакханалия цвета этой картины: ее отказались принимать на аттестацию. Помогло лишь заступничество Репина. Но уже в 1900 году Смех получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже, а через год, выставленная на IV Международной выставке искусства в Венеции, картина была куплена муниципалитетом города для коллекции международной галереи современного искусства Ка’Пезаро.

Сложившийся уже в Смехе живописный почерк Малявина — на контрасте динамики и статики, размашистого пастозного мазка, на эмоционально взрывном цвете — очень скоро вывел его на авансцену отечественного искусства. На выставках Товарищества передвижников и объединения «Мир искусства» появлялись серия его «баб», «девок», в том числе теперь уже хрестоматийный Вихрь (1906), воспринятый многими в то время как символ революции 1905 года. Картину тут же с выставки приобрел Совет Третьяковской галереи. Росла известность Малявина и за рубежом — он много ездил по Европе, выставляясь в том числе на осеннем Салоне в Париже и на Берлинском сецессионе в Мюнхене.

Оставался Малявин весьма востребованным художником и после Октябрьской революции 1917 года. К этому периоду относятся его портреты Льва Троцкого, Анатолия Луначарского и более 20 набросков к портрету Владимира Ленина, которые можно увидеть и в нынешней экспозиции. Портретистом Малявин был действительно блестящим: изображая позирующего в неожиданных ракурсах и позах, он необычайно точно передавал саму сущность характера. Не менее виртуозным Малявин был и рисовальщиком, в чем легко убедиться по его рисункам на выставке (выполненным в основном карандашом).

В 1922 году художнику разрешают выехать во Францию для организации собственной выставки. Собирался ли Малявин возвращаться на родину и почему решил остаться на чужбине — неизвестно. В 1924 году в галерее Шарпантье в Париже с успехом прошла его выставка, были и другие, и не только во Франции, но прежнего успеха уже не было. Время от времени художник писал на заказ своих «баб» и «девок», заснеженные русские пейзажи (скорректированные модным в 1920-е годы в Европе экспрессионизмом). Скончался Малявин в 1940 году в Ницце, основательно забытый на родине и вновь получивший признание лишь во второй половине ХХ века. Выставка же в Русском музее призвана вернуть Малявина в лоно русского искусства теперь уже окончательно.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+