Тема памяти и работа с архивами — главные пристрастия многих сегодняшних художников и кураторов. «Архивному импульсу», как назвал это явление критик Хэл Фостер, следуют и институции, которым важно застраховать от забвения свидетельства актуального арт-процесса. Центр современного искусства «Винзавод», накопив за почти 20 лет своего существования достаточно таких свидетельств, год назад запустил направление «НИИ Архив». Направление призвано создать условия не только для тихой исследовательской работы, но и для заметных выставочных высказываний.
Первая экспозиция «НИИ Архив. Ремонтаж», открытая в ноябре 2024-го под кураторством Ирины Горловой, представляла собой классический пример «архивной выставки» — с фотографиями, книгами отзывов и другими артефактами. Виктор Мизиано, куратор нового проекта «Это было со мной», предложил иной, неканонический подход в заданных рамках. Вещдоки и документы его не интересовали. Куратор обратился к самому субъективному, пристрастному, интимному архиву — памяти художников, в чьих биографиях «Винзавод» занимает важное место. Художникам было предложено вспомнить произведения, которые они когда-то здесь выставляли, и создать новые в диалоге с собой из прошлого и пространством. Зрители приглашаются в открытый фонд их творческой саморефлексии и автоинтерпретаций.
Два огромных зала — Цех белого и Цех красного — вместили работы десяти авторов. Конечно, «Винзавод» является знаковой площадкой для куда большего числа художников, но таков уж кураторский кастинг.
Слово «кастинг» здесь неслучайно: для Виктора Мизиано создание выставок — род режиссуры. В своей практике куратор ориентируется на кинотеорию Андрея Тарковского и его принцип «поэтического монтажа». Как это работает, видно на примере соседствующих друг с другом работ. Так, Дмитрий Гутов представил «Рану» — многократно увеличенный фрагмент «Уверения Фомы» Караваджо (в 2007 году на выставке «Верю!» он показывал «Стопы» — фрагмент картины Андреа Мантеньи «Мертвый Христос»). Визуальной рифмой к разрезу на теле Христа, оставленному копьем, становится инсталляция Петра Белого с циркулярными пилами (они фигурировали в его давней выставке в галерее XL) и брызгами черной краски на стене, как будто в жертву здесь принесена сама живопись.
Для ряда участников «Это было со мной» — своеобразная «Ностальгия». Иван Новиков сделал инсталляцию в память о родителях, которые, приезжая из-за города в Москву на выставки сына, пополняли свои коллекции бус и фигурок лягушек, а Евгений Гранильщиков перемонтировал свой фильм 2019 года DRAMA — теперь в нем отражается время, которое ушло, и дружеское сообщество, которое распалось. Интроспекция других авторов направлена на то, как они ощущают себя в пространстве «Винзавода». Дима Филиппов, например, воспринимает площадку как часть большой институциональной системы — территории, которую он «в полной мере не смог принять», о чем он сообщает в аудио, записанном в далеком от Москвы поселке. А для фотографа Сергея Сапожникова «Винзавод», напротив, как дом родной, так что он пытается взглянуть на это место как в первый раз, незамыленным взглядом.
Интересно, как «эстетика взаимодействия» — важный пунктир в кураторской практике Мизиано — выражается в работе художников не с другими людьми, а со своим творческим «я». Владимир Логутов «процитировал» в виде фотообоев свою выставку 2017 года «Следующий уровень», проходившую в том же самом зале. Александра Сухарева, наоборот, отказалась от цитат из проекта шестилетней давности, сочтя его исчерпанным, но, как и тогда, показала свой детский рисунок. А Ян Гинзбург, искусство которого во многом основывается на апроприации, на этот раз апроприировал собственную выставку «Механический жук», построенную на наследии Ильи Кабакова.
Из «Тупика им. Кабакова» у Гинзбурга зритель попадает в «Коворкинг-зону „У Черной скалы“», сооруженную из элементов прошлых инсталляций Ирины Кориной. Здесь можно полепить из пластилина или подняться на вершину высокой конструкции и окинуть взглядом постановку, где десять сюжетных линий объединены флешбэками из истории «Винзавода», общей для всех действующих лиц.
Центр современного искусства «Винзавод»
«Это было со мной»
До 11 января