18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

От паровозного депо к культурному центру

Круговое депо Николаевской железной дороги.   Фото: ТОН-ЦЕНТР
Круговое депо Николаевской железной дороги.
Фото: ТОН-ЦЕНТР

Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов

За оживленной Комсомольской площадью, известной как «площадь трех вокзалов», скрывается от взгляда многочисленных москвичей и гостей столицы жемчужина промышленной архитектуры XIX века. Это краснокирпичное здание в стиле эклектики с чертами позднего классицизма, чей благородный облик никак не вписывается в окружающий его ландшафт с преобладанием железнодорожного полотна.

Круговое депо Николаевской железной дороги, творение архитектора Константина Тона, — памятник инженерной мысли и символ ушедшей эпохи. В течение почти 170 лет это монументальное сооружение было свидетелем зарождения и расцвета железнодорожного сообщения, хотя сама постройка постепенно ушла в тень вырастающего вокруг него города. Пережив годы забвения и частичное разрушение, сегодня оно стоит на пороге грандиозного возрождения, готовясь превратиться из «госпиталя» для паровозов в современный культурный хаб — «ТОН-ЦЕНТР».

Чтобы понять значимость Кругового депо, необходимо сперва обратиться к личности его создателя. Константин Андреевич Тон был одним из главных зодчих Николаевской эпохи, человеком, который во многом определил архитектурный облик России середины XIX века.

Родившись в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира, Тон с ранних лет проявлял талант к рисованию и архитектуре. Он получил блестящее образование сперва в Петришуле (школа при лютеранском приходе Святых Петра и Павла), затем в Императорской академии художеств под руководством выдающегося классициста Андрея Воронихина. После окончания академии и стажировки в Европе, где он изучал античные памятники и шедевры Ренессанса, Тон вернулся в Россию.

Круговое депо Николаевской железной дороги.   Фото: ТОН-ЦЕНТР
Круговое депо Николаевской железной дороги.
Фото: ТОН-ЦЕНТР

Император Николай I, стремившийся утвердить национальную идентичность в искусстве и архитектуре, нашел в нем идеального союзника и исполнителя своих идей. Тон стал основоположником так называемого русско-византийского стиля — направления, которое сочетает в себе приемы классицизма с мотивами древнерусского и византийского зодчества. Список работ Константина Тона поражает масштабом и значимостью. Именно он спроектировал храм Христа Спасителя в Москве — грандиозный собор, строительство которого длилось 44 года. Ему же принадлежит авторство монументального ансамбля Большого Кремлевского дворца, который гармонично вписался в исторический облик Кремля.

В 1842 году Николай I назначил Константина Тона главным архитектором первой в России магистральной железной дороги, соединяющей Санкт-Петербург и Москву. В рамках этого проекта он создал не только идентичные здания вокзалов в обеих столицах (сегодняшние Ленинградский в Москве и Московский в Санкт-Петербурге), но и всю инфраструктуру линии, включая путевые постройки и паровозные депо. Именно в этом грандиозном проекте и родилась история Кругового депо.

Его строительство велось с 1846 по 1851 год по проекту, разработанному Тоном совместно с архитектором Рудольфом Желязевичем. Всего на линии было построено девять типовых «круглых зданий для хранения локомотивной машины», но московское депо стало особенным. В отличие от остальных, оно располагалось не на ровной площадке, а на высоком берегу живописного Красного пруда. Это уникальное местоположение потребовало внесения в проект серьезных изменений.

Здание было поднято на высокое основание, а механические мастерские, обычно примыкавшие к депо, были вынесены в отдельное строение. В результате московское депо приобрело форму идеального круга. Рядом с ним возвели массивную водонапорную башню, которая вместе с депо создавала единый архитектурный ансамбль. Своими сдвоенными арочными окнами и фигурными карнизами этот комплекс напоминал скорее средневековый замок или крепость, чем утилитарное промышленное сооружение.

Круговое депо Николаевской железной дороги.   Фото: ТОН-ЦЕНТР
Круговое депо Николаевской железной дороги.
Фото: ТОН-ЦЕНТР

Конструкция депо была гениальна в своей функциональности. Здание диаметром 64 м было разделено на 22 сектора, или «стойла», каждое длиной 15 м. Два из них были сквозными и служили для въезда и выезда паровозов. Остальные 20 были тупиковыми и предназначались для ремонта и обслуживания локомотивов. Сердцем депо был поворотный круг, расположенный во внутреннем дворе. Он служил для разворота паровозов и их направления в нужное стойло. Чтобы защитить этот важный механизм от снега и дождя, над внутренним двором возвели легкий металлический купол. Неудивительно, что московское депо стало единственной служебной постройкой Николаевской линии, удостоенной подробного описания в путеводителе 1853 года.

Однако время не пощадило это уникальное сооружение. В последующие годы пруд был засыпан, а депо неоднократно перестраивалось, теряя первоначальный облик. Был утрачен купол, разобраны поворотный круг и рельсы. Но даже в таком виде здание сохраняло свой объем и структуру. Настоящая трагедия произошла уже в XXI веке. Несмотря на статус объекта культурного наследия, в 2013 году в ходе расширения железнодорожных путей начался частичный снос депо. Девять из двадцати двух исторических секций были безвозвратно уничтожены. Казалось, что жизнь великого памятника подходит к печальному концу.

«Архитектура на железных дорогах России служила не только утилитарным, но и представительским целям. Застройка линии мыслилась как грандиозный архитектурный ансамбль, в котором инженерные и производственные сооружения имели такое же значение, как вокзалы и жилые дома служащих. Не случайно Николай I поручил архитектурное оформление первой российской магистрали между Петербургом и Москвой своему любимому зодчему — Константину Тону.

Круговое депо Николаевской железной дороги.   Фото: ТОН-ЦЕНТР
Круговое депо Николаевской железной дороги.
Фото: ТОН-ЦЕНТР

Пять круговых депо на станциях первого класса стали примером исключительной гармонии в решении инженерных и художественных задач, но даже в этом ряду московское депо — исключение. Оно было возведено по индивидуальному проекту и единственное из всех имело идеальный круглый план без пристроек. Император восхищенно сравнивал его с римским Пантеоном. Транспортные сооружения нередко приносятся в жертву развитию движения, но есть в их ряду особые — свидетельствующие о важнейших событиях нашей истории, о величии отечественной инженерной и художественной мысли. Круговое депо Ленинградского вокзала принадлежит к числу таких объектов и заслуживает, безусловно, внимания, заботы и благополучной судьбы», — комментирует директор Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева Наталья Шашкова.

К счастью, история сделала новый виток. Уникальное здание, чудом уцелевшее, дождалось своего звездного часа. Сегодня разработан амбициозный проект реставрации и приспособления депо под современное использование. На месте промышленной зоны появится новый культурный квартал, ядром которого станет возрожденное здание депо под новым именем — «ТОН-ЦЕНТР».

Название выбрано не случайно. Оно отдает дань уважения архитектору Константину Тону и одновременно указывает на новую роль места как центра притяжения людей, идей и культурных потоков. Миссия проекта символично перекликается с историей здания: как поворотная платформа депо когда-то разворачивала поезда, так сегодня «ТОН-ЦЕНТР» будет задавать новые траектории актуальному искусству и культуре. Слоган «Искусство в движении» идеально отражает эту идею, связывая индустриальное прошлое с динамичным настоящим.

Круговое депо Николаевской железной дороги.   Фото: ТОН-ЦЕНТР
Круговое депо Николаевской железной дороги.
Фото: ТОН-ЦЕНТР

Проект решает сразу несколько насущных проблем города. Во-первых, в Москве не хватает крупных, удобно расположенных и гибких выставочных пространств. Во-вторых, район трех вокзалов, крупнейший транспортный узел, остро нуждается в современном мультикультурном пространстве, которое облагородит территорию и станет точкой притяжения для 130 тыс. местных жителей и миллионов туристов.

План развития предполагает комплексное обновление всей прилегающей территории, которое будет реализовано в два этапа. Вначале здесь будут проходить проекты в поп-ап-формате, а затем состоится финальное открытие всего культурного квартала.

После бережной реставрации уже новый «ТОН-ЦЕНТР» станет мультиформатным пространством для выставок, инсталляций, перформансов, концертов, лекций и арт-мастерских. Программа будет сфокусирована на искусстве и культуре регионов России, куда, естественно, можно добраться на поезде, а также на архитектуре и истории самой железной дороги.

Рядом будет возведено новое, современное здание, предназначенное для проведения крупных мероприятий: ярмарок, конференций, форумов, связанных с креативными индустриями, и больших концертов.

Зона мастерских рядов объединит гастрономические проекты (кафе, бары, поп-ап-рестораны), арт-мастерские, небольшие галереи и магазины российских брендов одежды, сувениров и книг.

Основная цель проекта — объединение самых разных культурных форматов под одной крышей и создание живого, интерактивного и открытого для всех пространства. То есть в перспективе «ТОН-ЦЕНТР» станет не просто выставочным залом, а полноценным культурным кластером, где можно провести целый день.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Коллекционеры на первом плане
The Art Newspaper Russiа выпустила новую книгу — «25 интервью с коллекционерами. 2013–2025». Среди героев сборника — Андрей Малахов, Петр Авен, Вагит Алекперов, Шалва Бреус, Марианна Сардарова и Наталия Опалева
11.11.2025
Коллекционеры на первом плане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+