Для Фридриха I Баден-Вюртембергского (1754–1816), как и для многих монархов той эпохи, обновление убранства его дворцов было способом продемонстрировать могущество. Вступив в союз с Наполеоном и сменив герцогский титул на королевский, он символически закрепил это повышение статуса, переоформив свою летнюю резиденцию — дворец Людвигсбург.
В 2026 году после капитальной реставрации для посетителей вновь откроют четыре роскошные комнаты в покоях Фридриха, в том числе отлично сохранившуюся драпированную спальню. В данном случае архитектор Николаус Фридрих фон Туре вдохновлялся модой на египетский стиль и походную мебель — такое поветрие возникло в Европе под влиянием Египетского похода Наполеона на рубеже XVIII–XIX веков.
«Вероятно, это единственный в Европе дворец, где есть драпированная комната, дошедшая до нас в настолько полном виде, включая гармонирующие ткани, отделку и мебель», — говорит Ану-Сюзанна Вентела, реставратор текстиля в ведомстве «Земельные дворцы и сады Баден-Вюртемберга». Она рассказывает, что шелка, которые изначально были бирюзовыми, а теперь выцвели до сине-зеленого, нуждались в чистке после долгих лет воздействия пыли, солнечного света, грязи и даже инсектицидов.
Дворец Людвигсбург, который иногда называют «швабским Версалем», расположен неподалеку от Штутгарта на юго-западе Германии. Его 452 комнаты, обустроенные при разных герцогах Вюртембергских, служат образцом целого ряда стилей — от барокко начала 1700-х годов до рококо 1760–1770-х и переделок при Фридрихе. В наши дни Людвигсбург служит площадкой для проведения концертов, фестивалей и свадеб. За прошлый год во дворце побывало более 260 тыс. человек.
Драпированную спальню отреставрировали в рамках проекта по реновации 35 комнат, стартовавшего в 2016 году. Реставратор Елена Хан объясняет, что его основная цель заключается в том, чтобы «вернуть комнатам их историческое убранство, в том числе планировку». Для этого специалисты, в распоряжении которых имелось около 2 тыс. настенных драпировок, предметов мебели, картин, фарфоровых изделий и часов, обратились к старым инвентарным книгам.
Интерьер не претерпевал никаких значительных изменений со смерти Фридриха в 1816 году, поэтому, как объясняет Елена Хан, «80–90% предметов по-прежнему находятся здесь, и их можно идентифицировать, что весьма нетипично». Тем не менее некоторые объекты все же пришлось разыскивать. А расположение картин на стенах удалось реконструировать лишь после того, как исследователи догадались: произведения в описях перечислены либо сверху вниз, либо слева направо.
Особый интерес представляют оригинальные голубые шелка в спальне 1811 года. Из-за огромных размеров — 330 кв. м ткани, 165 м басона (отделочная тесьма по краям) и более 6 тыс. кисточек — работа с ними представляла собой сложнейшую логистическую задачу. Массивные настенные секции стали хрупкими и ломкими; для перемещения каждой из них потребовалось четыре человека, которые накручивали ткань с двух сторон на специальные трубки.
Немало внимания уделено и королевской кровати, длина которой составляет 2,2 м: ее владелец был выше 2 м ростом и носил прозвище Толстый Фридрих. Текстиль у этого ложа оказался слишком хрупким, чтобы его можно было снять с высоких креплений на балдахине, поэтому реставраторы будут чистить его, стоя на лесах. «Наша цель заключается не в том, чтобы ткань выглядела как новая, а в том, чтобы укрепить поврежденные участки», — объясняет Вентела. Для удаления пыли используются бесконтактные пылесосы, которые продувают хрупкий текстиль воздухом и одновременно всасывают соринки; это позволяет избежать повреждения поверхности щетиной.
На стены под оригинальную ткань повесят новое полотно из легкого шелка, которое будет служить поддерживающей основой. Подкладку и оригинал соединят редкими стежками вприкреп, чтобы перенести со старой ткани часть нагрузки от ее собственного веса. Чтобы замаскировать дыры, подкладку под ними выкрасят в тот же цвет, что и ткань вокруг, поскольку нашитые заплатки были бы слишком тяжелыми для оригиналов.
Хан рассказывает, что одна из целей реставрации мебели заключается в том, чтобы дать посетителям возможность увидеть, как король использовал эти комнаты. Например, в Зал собраний вернут 16 предметов мягкой мебели с желтой обивкой. В результате, если бы Фридрих мог вернуться в свои покои, он нашел бы каждый стул на прежнем месте.