18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Королевскую спальню в «швабском Версале» декорируют по вкусу прежнего хозяина

Перед началом реставрации: спальня Фридриха I Баден-Вюртембергского во дворце Людвигсбург. Фото: Ludwigsburg Residential Palace
Перед началом реставрации: спальня Фридриха I Баден-Вюртембергского во дворце Людвигсбург.
Фото: Ludwigsburg Residential Palace
№136, ноябрь 2025
№136
Материал из газеты

Во дворце Людвигсбург близ Штутгарта, одном из крупнейших замков Германии, идет реставрация: покоям Фридриха I Баден-Вюртембергского постепенно возвращают исторический облик. Последнее достижение реставраторов — королевская спальня

Для Фридриха I Баден-Вюртембергского (1754–1816), как и для многих монархов той эпохи, обновление убранства его дворцов было способом продемонстрировать могущество. Вступив в союз с Наполеоном и сменив герцогский титул на королевский, он символически закрепил это повышение статуса, переоформив свою летнюю резиденцию — дворец Людвигсбург.

В 2026 году после капитальной реставрации для посетителей вновь откроют четыре роскошные комнаты в покоях Фридриха, в том числе отлично сохранившуюся драпированную спальню. В данном случае архитектор Николаус Фридрих фон Туре вдохновлялся модой на египетский стиль и походную мебель — такое поветрие возникло в Европе под влиянием Египетского похода Наполеона на рубеже XVIII–XIX веков.

«Вероятно, это единственный в Европе дворец, где есть драпированная комната, дошедшая до нас в настолько полном виде, включая гармонирующие ткани, отделку и мебель», — говорит Ану-Сюзанна Вентела, реставратор текстиля в ведомстве «Земельные дворцы и сады Баден-Вюртемберга». Она рассказывает, что шелка, которые изначально были бирюзовыми, а теперь выцвели до сине-зеленого, нуждались в чистке после долгих лет воздействия пыли, солнечного света, грязи и даже инсектицидов.

Дворец Людвигсбург, который иногда называют «швабским Версалем», расположен неподалеку от Штутгарта на юго-западе Германии. Его 452 комнаты, обустроенные при разных герцогах Вюртембергских, служат образцом целого ряда стилей — от барокко начала 1700-х годов до рококо 1760–1770-х и переделок при Фридрихе. В наши дни Людвигсбург служит площадкой для проведения концертов, фестивалей и свадеб. За прошлый год во дворце побывало более 260 тыс. человек.

Драпированную спальню отреставрировали в рамках проекта по реновации 35 комнат, стартовавшего в 2016 году. Реставратор Елена Хан объясняет, что его основная цель заключается в том, чтобы «вернуть комнатам их историческое убранство, в том числе планировку». Для этого специалисты, в распоряжении которых имелось около 2 тыс. настенных драпировок, предметов мебели, картин, фарфоровых изделий и часов, обратились к старым инвентарным книгам.

Интерьер не претерпевал никаких значительных изменений со смерти Фридриха в 1816 году, поэтому, как объясняет Елена Хан, «80–90% предметов по-прежнему находятся здесь, и их можно идентифицировать, что весьма нетипично». Тем не менее некоторые объекты все же пришлось разыскивать. А расположение картин на стенах удалось реконструировать лишь после того, как исследователи догадались: произведения в описях перечислены либо сверху вниз, либо слева направо.

Особый интерес представляют оригинальные голубые шелка в спальне 1811 года.  Фото: Ludwigsburg Residential Palace
Особый интерес представляют оригинальные голубые шелка в спальне 1811 года.
Фото: Ludwigsburg Residential Palace

Особый интерес представляют оригинальные голубые шелка в спальне 1811 года. Из-за огромных размеров — 330 кв. м ткани, 165 м басона (отделочная тесьма по краям) и более 6 тыс. кисточек — работа с ними представляла собой сложнейшую логистическую задачу. Массивные настенные секции стали хрупкими и ломкими; для перемещения каждой из них потребовалось четыре человека, которые накручивали ткань с двух сторон на специальные трубки.

Немало внимания уделено и королевской кровати, длина которой составляет 2,2 м: ее владелец был выше 2 м ростом и носил прозвище Толстый Фридрих. Текстиль у этого ложа оказался слишком хрупким, чтобы его можно было снять с высоких креплений на балдахине, поэтому реставраторы будут чистить его, стоя на лесах. «Наша цель заключается не в том, чтобы ткань выглядела как новая, а в том, чтобы укрепить поврежденные участки», — объясняет Вентела. Для удаления пыли используются бесконтактные пылесосы, которые продувают хрупкий текстиль воздухом и одновременно всасывают соринки; это позволяет избежать повреждения поверхности щетиной.

На стены под оригинальную ткань повесят новое полотно из легкого шелка, которое будет служить поддерживающей основой. Подкладку и оригинал соединят редкими стежками вприкреп, чтобы перенести со старой ткани часть нагрузки от ее собственного веса. Чтобы замаскировать дыры, подкладку под ними выкрасят в тот же цвет, что и ткань вокруг, поскольку нашитые заплатки были бы слишком тяжелыми для оригиналов.

Хан рассказывает, что одна из целей реставрации мебели заключается в том, чтобы дать посетителям возможность увидеть, как король использовал эти комнаты. Например, в Зал собраний вернут 16 предметов мягкой мебели с желтой обивкой. В результате, если бы Фридрих мог вернуться в свои покои, он нашел бы каждый стул на прежнем месте. 

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+