Одно из главных достоинств Российского антикварного салона в эти интересные времена — его стабильная классичность. На него возвращаешься, как в хорошо знакомый музей, и находишь примерно то же самое примерно на том же самом месте, хотя и состав участников, и набор предметов постоянно меняются. Структура салона, сформировавшаяся под влиянием рынка и вкусов покупателей, сохранилась и в этот раз: нас встречает статусный антиквариат, середину занимают ювелирные стенды (в этом году их особенно много — около 40), затем идет антиквариат подешевле.
Левую линию занял раздел современных интерьеров, наиболее последовательно придерживающийся заявленной темы ярмарки — «Шаг на восход» — и постаравшийся собрать азиатские вещи и стили (куратор раздела Lifestyle — Вадим Костырин, главный редактор журнала WA). Спецпроект «Дорога величиной в Россию. Путь на восход», подготовленный Международной конфедерацией антикваров и арт-дилеров (МКААД) на ту же тему, наоборот, посвящен русской реалистической живописи, причем преимущественно советской. Это пейзажи регионов — от столиц и до Тихого океана, а также сцены ударных рабочих подвигов на всей этой широчайшей территории. Идея интересная, воплощение следует устоявшимся вкусам — впору настоящим госмузеям.
Основные стенды восточную тему поддерживают отдельными предметами, следуя собственной обычной специализации. Не подвел, впрочем, Suslov Fine Arts, даже добавивший к своей резной японской мебели видеопроекцию на занавесях с шевелящимися драконами (новые медиа — редкий гость на Антикварном салоне). Не могла пропустить заданную тему и Галерея Кирилла Данелия, представившая своих любимых древнекитайских терракотовых лошадей различных династий (от 300 тыс. до 4 млн руб., в зависимости от размера и императора) и японские гравюры со всадниками-самураями (150 тыс. руб.).
Гораздо более заметным, чем Азия, на этом салоне оказался Олег Целков, которого с каждой ярмаркой, кажется, становится все больше и больше. Он проник даже на стенд галереи «Метрополитан», где его огромные радужные «морды» странно соседствуют с фигурками в стиле ар-деко Деметра Чипаруса. Вообще, продолжает развиваться замеченная ранее тенденция: нонконформистов на стендах прибавляется, а вот первого авангарда становится все меньше и меньше (в этот раз хорошо подсвечен лишь Борис Григорьев). По словам Сергея Степанова, куратора художественной галереи «Москва», на стенде которой все-таки присутствует «Натюрморт с графином» Александра Архипенко 1918 года, это процесс, сегодня связанный с текущим отсутствием у нас смены элит и стабильностью их коллекций. Зато эта галерея предлагает несколько произведений Николая Рериха «древнерусского» периода: «Весть», «Тьмутаракань», «Святое озеро» и другие работы 1918 — 1920-х годов из старой коллекции, которые раньше бы, вероятно, вызвали на аукционах ажиотаж. На стенд галерея заманивает авторским повторением «На бульваре» Владимира Маковского, но вот продавать его отказывается.
Симптом спроса на нонконформистов — и обращение к ним Московского аукционного дома (МАД), ранее предпочитавшего только старых мастеров. Проведя на прошлой неделе свои вполне успешные первые торги на эту тему (вообще, многие участники антикварного рынка чувствуют себя неплохо благодаря Bidspirit и уже променяли cалон на эту интернет-площадку), МАД украсил стенд также именно ими. По словам управляющего директора аукционного дома Ольги Русаковой, выставленные здесь ассамбляжи Анатолия Брусиловского 1970-х годов (от 1,2 млн руб.) — полный эксклюзив, на рынке автор не представлен. Но здесь же и традиционный ассортимент МАД: небольшой «Ветхий дворик» Исаака Левитана ($170 тыс.), два цветных графических «Вида на стрелку Васильевского острова» Филиппа Клименко 1918 года (2,7–2,9 млн руб.) и обязательный Константин Коровин — эскиз к «Золотому петушку» 1934 года ($60 тыс.).
Генеральный директор «Коллекцiонеръ клуба» Рубен Язычьян, предлагающий на своем стенде несколько крупных работ нонконформиста Евгения Рухина 1972 года (по 6 млн руб.), предрекает серьезный рост цен на этого художника. Здесь же «Бабочки на Монмартре» Оскара Рабина 1990-х годов (7 млн руб.) и любопытная работа Бориса Свешникова. Активное предложение этого сегмента наряду с традиционными XIX–XX веками становится нормой. Другие характерные черты этого Антикварного салона — возвращение многих участников, пропускавших последние годы, и приезд многих петербуржцев.
Как рассказал нашему изданию Василий Бычков, организатор Российского антикварного салона, директор ООО «Экспо-парк Выставочные проекты»: «В этом году у нас участвует рекордное количество галерей. Я говорю это третий год подряд, и каждый раз их количество растет — более 300 в трех разделах». По его словам, главная особенность этого года — необычайно насыщенная программа событий, лекций, встреч. Получилась настоящая трехдневная отраслевая конференция: в программе — около 150 спикеров на полусотне мероприятий, которые будут интересны не только покупателям, но и другим участникам рынка.
Гостиный Двор
51-й Российский антикварный салон & 11-й Lifestyle «Искусство интерьера»
До 30 ноября