18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи

Фрагмент экспозиции «Славянской эпопеи» в замке Моравски-Крумлов.  Фото: Mucha Foundation
Фрагмент экспозиции «Славянской эпопеи» в замке Моравски-Крумлов.
Фото: Mucha Foundation
№136, ноябрь 2025
№136
Материал из газеты

В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»

Наследники Альфонса Мухи не могут договориться о том, где разместить знаменитую «Славянскую эпопею» — 20 картин, воспевающих общую историю славянских народов. Монументальная живописная серия была создана одним из основоположников стиля ар-нуво при поддержке американского филантропа и страстного поклонника восточноевропейской культуры Чарльза Ричарда Крейна. По завершении работ в 1928 году Муха подарил «Славянскую эпопею» Праге с условием, что городские власти построят для нее специальное выставочное пространство. Прошло почти 100 лет, а постоянное пристанище для картин (некоторые из них достигают 8 м в ширину и 6 м в высоту) все еще не найдено. Большую часть этого времени они экспонировались в замке Моравски-Крумлов в 200 км от Праги. Городской совет Праги в августе одобрил очередное продление аренды — до 2031 года.

Альфонс Муха работал над серией «Славянская эпопея», воспевающей общую историю славянских народов, в течение 18 лет. Фото: Mucha Foundation
Альфонс Муха работал над серией «Славянская эпопея», воспевающей общую историю славянских народов, в течение 18 лет.
Фото: Mucha Foundation

У Фонда Мухи, которым руководят внук и правнук художника — Джон и Маркус, есть планы по перемещению серии в комплекс «Саварин», который строится девелоперской компанией Crestyl в центре чешской столицы. Проект предусматривает реставрацию нескольких исторических построек (включая дворец XVIII века в стиле позднего барокко, где в начале года уже открылся новый Музей Мухи) и их обрамление новыми общественными пространствами с офисами и магазинами. Британский архитектор Томас Хизервик спроектировал для «Славянской эпопеи» подземную галерею со сводчатыми потолками (проект был представлен еще в 2021 году), застройщик обязался взять на себя все расходы, но город до сих пор не утвердил проект. Только получив разрешение от местных властей, Crestyl сможет начать строительство, дата окончания которого уже сместилась с 2026 на 2029 год. Джон Муха тем временем заявил, что до тех пор не прекратит инициированный им против Праги судебный процесс, который тянется с 2016 года. По его мнению, город не может считаться законным владельцем «Славянской эпопеи», не выполнив главное условие автора.

Совершенно иное мнение по этому вопросу имеет Ярмила Муха-Плоцкова. Ярмила и Джон на сегодня считаются старейшими из наследников Альфонса Мухи. Их отец — писатель Иржи Муха, сын живописца. Но Джон был рожден в официальном браке, а Ярмила — от внебрачной связи. До 18 лет она считала отцом другого человека, зная Иржи Муху лишь как друга семьи. Позже его отцовство подтвердил посмертный генетический анализ.

Фрагмент экспозиции «Славянской эпопеи» в замке Моравски-Крумлов.  Фото: Mucha Foundation
Фрагмент экспозиции «Славянской эпопеи» в замке Моравски-Крумлов.
Фото: Mucha Foundation

«Если бы Альфонс Муха предполагал, что „Славянская эпопея“ может быть размещена под землей в торговом центре, он определенно не подарил бы эту работу Праге», — говорит Муха-Плоцкова. В 2023 году она подала иск одновременно против города и своего единокровного брата на том основании, что они договорились о судьбе полотен без ее участия. В рамках этого разбирательства был наложен предварительный запрет, не позволявший заключить окончательное соглашение по «Саварину». Этот запрет, впрочем, вскоре был снят, позволив городу, застройщику и Фонду Мухи продолжить переговоры.

Пока стороны находятся на распутье. Ярмила Муха-Плоцкова настаивает на поиске альтернативного пространства для постоянного экспонирования цикла. Представитель Фонда Мухи сообщил, что, «хотя было предложено много идей, за все это время мы не видели предложения, столь же продуманного и чуткого в отношении „Славянской эпопеи“, как концепция Томаса Хизервика, которая представит magnum opus Альфонса Мухи в соответствии с его первоначальным видением того, как это должно быть выставлено». Один из заместителей мэра Праги в комментарии для чешской прессы, в свою очередь, заявил, что город «продолжит переговоры с Crestyl, но в то же время будет искать альтернативы. В конечном счете должно быть найдено долгосрочное решение, которое будет выгодным и согласованным с наследниками Мухи».

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
5
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+