18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Никогда не поздно вернуться в каменный век

«Кондонская Нефертити»/«Амурская Нефертити». IV–III вв. до н.э.  Фото: Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН
«Кондонская Нефертити»/«Амурская Нефертити». IV–III вв. до н.э.
Фото: Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН
№136, ноябрь 2025
№136
Материал из газеты

Новая археологическая выставка фонда «Таволга» в Иркутске сделала главными героями русских палеолитических Венер — стройных и одетых

Некоторые проекты оказываются такими удачными, что, раз набрав обороты, все никак не могут завершиться (скажем, франшиза про пиратов Карибского моря). Такова и серия выставок фонда «Таволга»: начавшись три года назад со «Снов Сибири» в московском Государственном историческом музее, она оказалась такой понятной публике (и по-пиратски хулиганской), что отправилась на гастроли по городам — от Владивостока до Красноярска. Состав экспонатов в каждом городе немного обновлялся, но костяк оставался прежним. Ныне же зрителей ждет совершенно новая выставка, хотя везучее название было решено оставить, добавив тематический подзаголовок.

Идол-меч с антропоморфной личиной на перекрестье и зооморфными окончаниями гарды. V–III вв. до н.э. Фото: Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН
Идол-меч с антропоморфной личиной на перекрестье и зооморфными окончаниями гарды. V–III вв. до н.э.
Фото: Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН

Темой этой новой выставки в Иркутске стала эра палеолита, эпоха камня — время, когда человеческий род впервые начал создавать настоящее искусство. Знаковыми объектами этого периода являются так называемые Венеры палеолита (по всему миру найдено около 250 штук в 40 местах). Самой знаменитой из них является, конечно же, Виллендорфская, выставляемая в Австрии. Но наши ученые не устают напоминать, что на территории России были найдены предметы, ей не уступающие по важности и эстетическому воздействию. Просто не такие распиаренные. Что данная выставка хоть немножечко, да пытается исправить — через показ мальтинских Венер, названных в честь места обнаружения предметов этого типа на стоянке Мальта под Иркутском в начале ХХ века.

Статуэтка женская с косой (без лица). 20–18 тыс. до н. э. Бивень мамонта. Стоянка Мальта. Фото: Государственный исторический музей
Статуэтка женская с косой (без лица). 20–18 тыс. до н. э. Бивень мамонта. Стоянка Мальта.
Фото: Государственный исторический музей

Две крохотные вещицы, датируемые 20–18 тысячелетиями до н.э., — одна из Мальты, другая со стоянки Буреть — являются частью собрания ГИМ, который (уникальный случай!) разрешил их вывезти на историческую родину. Эти статуэтки так берегут, что в Москве, в постоянной экспозиции, лежат их копии. В Иркутск же в специальных климатических капсулах полетят подлинники. Кстати, интересный нюанс: палеолитические Венеры, найденные на этих российских территориях, отличаются от западноевропейских. Они заметно стройнее, то есть не пугают своими гипертрофированными формами, часто одеты и имеют портретные лица, а не обобщенные гладкие головы. Помимо двух статуэток, Исторический музей предоставил две погребальные таштыкские маски, лишь недавно отреставрированные. Иркутский музей также откроет свои кладовые и дополнит выставку собственными палеолитическими фигурками.

Статуэтка женская с лицом. 20–18 тыс. до н. э. Бивень мамонта. Стоянка Мальта. Фото: Государственный исторический музей
Статуэтка женская с лицом. 20–18 тыс. до н. э. Бивень мамонта. Стоянка Мальта.
Фото: Государственный исторический музей

Иркутск выбран для проведения выставки не зря. Именно здесь в 1871 году при строительстве военного госпиталя была найдена первая в стране палеолитическая стоянка. Это событие разрушило научные стереотипы: прежде считалось, что Сибирь — регион для археологии бесперспективный. Тогда ученые думали, что обширные территории от Урала до Тихого океана в древности были безлюдны, а потому не имели ни истории, ни следов цивилизации. За прошедшие полтора века ситуация однозначно поменялась, а число находок и список археологических культур на этих бескрайних просторах все растет и растет. Именно эту древность и многообразие покажут на выставке в Иркутске, где подлинные артефакты, по традиции проекта, будут дополнены произведениями современного искусства на тему «темных веков» Сибири.

Поясной крючок-карабин, украшенный изображением животных. VIII–VII вв. до н.э.  Фото: Иркутский областной краеведческий музей имени Н.Н.Муравьева-Амурского
Поясной крючок-карабин, украшенный изображением животных. VIII–VII вв. до н.э.
Фото: Иркутский областной краеведческий музей имени Н.Н.Муравьева-Амурского

С небольшим временным шагом в Новосибирске тоже откроются «Сны Сибири», без подзаголовка. Эта выставка как раз не новая, а продолжение гастрольного тура предыдущего захода. Экспо­зиция по традиции видоизменена под историю местности, акцент сделан на археологических находках лесной зоны от Предуралья до Западной Сибири, на кочевом материале и том, что найдено в окружающем регионе. Удалось собрать около 100 предметов, большая часть из них никогда ранее не покидала музейных фондов. Это, например, тесинская погребальная маска с чудом сохранившимся орнаментом, бронзовые личины железного века из коллекции Тюменского музейно-просветительского объединения и деревянные изделия пазырыкской культуры VI–III веков до н.э. 

Иркутский областной ­художественный музей им. В.П.Сукачева
«Сны Сибири: эпоха камня»
14 ноября – 1 марта

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+