18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наследие империи

Предметы из обновленной коллекции Trianon от мануфактуры Bernardaud. Фото: Bernardaud
Предметы из обновленной коллекции Trianon от мануфактуры Bernardaud.
Фото: Bernardaud
№136, ноябрь 2025
№136
Материал из газеты

Знаменитая французская мануфактура Bernardaud представила обновленную коллекцию Trianon, вдохновленную старинными тканями

Лиможский фарфор, наряду с парфюмами из Граса и нормандским кальвадосом, считается частью культурного наследия Франции, в котором мастерство и предприимчивость отдельных персон неразрывно связаны с особенностями конкретных мест. Для Лиможа переломным моментом стало открытие в середине XVIII века месторождения белоснежного каолина — основного ингредиента для производства фарфора, который в Европе в то время был на пике популярности. Спустя некоторое время, в 1863 году, два местных промышленника открыли здесь фарфоровую мануфактуру, смекнув, что растущий в стране спрос на столовые сервизы может их обогатить. Там, в мастерской, среди прочих особенно выделялся подмастерье по имени Леонар Бернардо. И именно он главный герой этой истории.

Спустя 20 лет усердной работы Бернардо дослужился до начальника отдела продаж, благодаря чему стал партнером основателей, а ближе к концу XIX века и вовсе выкупил производство и дал компании свое имя. Так и появилась знаменитая мануфактура Bernardaud, которая, одна из последних во Франции, до сих пор принадлежит прямым потомкам основателя, продолжающим и развивающим дело предшественников. Семья Бернардо по-прежнему сохраняет ценные технические навыки, поощряет стремление к инновациям и делает акцент на творчестве. При этом успешно справляется с вызовами XXI века, уверенно глядя в будущее. В то же время историческое наследие Франции остается важной темой для творческих экспериментов бренда, и обновленная коллекция Trianon повествует как раз об этом.

Новый декор Trianon сохраняет черты великой классики, воскрешая яркие узоры и насыщенные цвета роскошных лионских тканей, заказанных Наполеоном Бонапартом для убранства императорских дворцов.

Вступив на престол в 1804 году, император Наполеон I инициировал повсеместное обновление резиденций, стремясь отразить в их интерьерах величие и современное представление о власти. Например, в замке Сен-Клу кабинет императора был затянут дамастом (плотная хлопковая ткань) желто-зеленого оттенка «шартрез» с пальметтами и коронами из плюща. А в знаменитом дворце Фонтенбло стены покоев Жозефины были задрапированы шелком с богатым флоральным орнаментом.

В стране, истощенной революцией, политика протекционизма стала мощным стимулом для национальных мануфактур. Император разместил огромные заказы на бархат, атлас, тюль и другие ткани у производителей в Лионе, тем самым поддерживая отечественную промышленность. Его примеру последовали маршалы и генералы, оформляя собственные дома по образу императорских.

Всего за два года лионские мануфактуры поставили императорскому двору около 80 км различного текстиля. Благодаря такому объему и исключительному качеству эти ткани использовались на протяжении всего XIX века, а многие экземпляры сохранились до наших дней в первозданном виде.

Вдохновением для обновленного декора коллекции Trianon послужили узоры с лионских образцов, сочетающие рисунок шахматной доски с розетками, центр которых украшают бабочки, цветы и птицы. Эта орнаментальная фантазия, полная свободы и воображения, еще во времена Наполеона стала смелым отступлением от строгости классического стиля ампир. Сейчас мануфактура Bernardaud виртуозно перенесла эту историческую эстетику на фарфор. Коллекция Trianon позволяет создавать на столе множество комбинаций, играя с узорами и оттенками. В результате рождается яркий и изысканный ансамбль, наполненный жизнерадостностью и блеском, достойный своего императорского бэкграунда.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+