18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Христос с «небес»

Большой крестный ход с образом Спаса переправляется через Волгу на Романовскую сторону Тутаева. Икона занимает привычное место на корме парома.  Фото: Татьяна Никитина
Большой крестный ход с образом Спаса переправляется через Волгу на Романовскую сторону Тутаева. Икона занимает привычное место на корме парома.
Фото: Татьяна Никитина
№135, октябрь 2025
№135
Материал из газеты

Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки

Множество замечательных икон сохранилось в России, но одна из самых удивительных из них (в прямом смысле вызывающая удивление) — это икона «Спас Борисоглебский», или «Спас Романовский», находящаяся в Воскресенском соборе города Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск) Ярославской области. Она знаменита своей невероятной мощной монументальностью, редкой для предмета культа в России ХХ века благополучной судьбой, таинственным происхождением и тем, что остается важной реликвией в современном православии.

Возможно, вам попадались фоторепортажи из Тутаева, своей экстраординарностью привлекающие внимание даже людей, далеких от христианства. Огромную трехметровую икону два раза в год выносят из храма и проносят по городу в многолюдной церемонии крестного хода. Помимо гигантского размера, «Спас» поражает тем, что почти целиком он — один лик, нависающий над людьми и довлеющий своим масштабом. А также чернотой поверхности с едва различимыми чертами головы Христа.

Второй поразительный ритуал — «пролазывание» («припадение под икону»). На крестном ходе икону несут на специально изготовленных носилках с «воротцами» по центру. Во время шествия под ней можно с молитвой пролезть, таким способом поклонившись святому образу. Более того, это можно делать и в обычные дни. Для этого в соборе икона установлена на возвышении, в его нижней части устроен лаз, через который можно проползти на коленях.

Традиция выноса иконы в крестных ходах ведет историю с 1793 года; после революции она, естественно, пресеклась. Обычай был воскрешен в 1989 году при настоятеле Воскресенского храма протоиерее Николае Лихоманове и с тех пор привлекает толпы верующих. Когда именно возник ритуал пролазывания под иконой — неизвестно. В дореволюционных источниках он не упоминается, хотя это еще ничего не значит: он, вероятно, возник именно тогда. Историк семиотики и иконографии Дмитрий Антонов причисляет ритуал в Тутаеве к народным способам «апроприации сакральной силы».

В период существования СССР, кстати, икона из храма не изымалась. И это один из вопросов, который возникает при разговоре о ней: почему ее не забрали в музей и не изучали? Тем более что, по преданию, она была написана в XV веке, золотом периоде русской иконописи, знаменитым вологодским иконописцем преподобным Дионисием Глушицким. Почему реликвия не привлекла внимание ученых?

Одной причиной, возможно, был ее крупный размер: экспонировать такую было бы трудно. Другая — более глобальная: местным храмам вообще повезло, они не были разорены большевиками и даже оставались действующими. Воскресенский собор сохранил всю обстановку интерьера, за исключением реквизированных изделий из золота и серебра (а еще там сохранились потрясающие фрески). Что касается сегодняшней юридической принадлежности иконы, то собор является памятником федерального значения и находится вместе с историческим содержимым (включая «Спас») в бессрочном безвозмездном пользовании у Русской православной церкви.

Второй поразительный ритуал — «пролазывание» («припадение под икону»). На крестном ходе икону несут на специально изготовленных носилках с «воротцами» по центру. Во время шествия под ней можно с молитвой пролезть, таким способом поклонившись святому образу. Фото: Татьяна Никитина
Второй поразительный ритуал — «пролазывание» («припадение под икону»). На крестном ходе икону несут на специально изготовленных носилках с «воротцами» по центру. Во время шествия под ней можно с молитвой пролезть, таким способом поклонившись святому образу.
Фото: Татьяна Никитина

Отсутствие научной литературы о самой большой в России иконе интригует. Но вот одно объяснение ее нестандартному размеру есть. Существует версия, что изначально «Спас» был не иконой, то есть вертикально установленным объектом, а частью расписанного потолка деревянной церкви, так называемого «неба», висел под куполом. То есть его масштаб и выразительность черт вызваны тем, что он взирал на прихожан с большой высоты. Позже исходная деревянная церковь исчезла, а потолочная доска размером 298 на 276 см с изображением лика уцелела, но поменяла функцию. (Отметим, что в России сохранились другие деревянные храмы с расписанными «небесами» и изображениями Христа по центру, однако иконами эти образы не считаются.)

За неимением научных статей и монографий мы опросили экспертов. Светлана Семенова, искусствовед, хранитель художественно-исторических ценностей Воскресенского собора, рассказала нашему изданию, что в 2001–2002 годах икону реставрировали. «Работы по решению научной реставрационной комиссии проводила художник-реставратор Татьяна Шабанова из Ярославля, — говорит она. — Икону тогда даже не выносили из храма, мастерская была устроена на первом этаже собора, в зимнем храме. Целью реставрации было укрепление левкаса и красочного слоя, удаление поверхностных загрязнений и работа с оборотом иконы. Потемневшую олифу решено было оставить, но после проведения работ светлее икона все-таки стала. Особенно много загрязнений было в нижней части образа, где к нему прикладывались верующие. После реставрации эта часть иконы, примерно до лика Христа, закрыта стеклом, которое снимают на время крестного хода».

Проведенные работы уместнее назвать «противоаварийными консервационными», а не полноценной научной реставрацией: пробные расчистки на лицевой поверхности иконы не производились, древесину и красочный слой на химическую экспертизу не брали. Иконный щит состоит из нескольких досок, скрепленных на обороте шпонками и металлическими полосами XIX века, оборот обит тканью. Что касается живописи, то о ее датировке и сохранности авторского слоя без серьезных исследований ничего сказать нельзя, так как он скрыт под толстым слоем почерневшей олифы. Как и другие почитаемые иконы, образ за свою многовековую историю неоднократно поновлялся. С трудом просматриваемый слой можно с большой достоверностью отнести к XVII веку. От XV века, если он когда-то и был на этой доске, на первый взгляд ничего уже не осталось. А вот записи XIX столетия просматриваются. Так что история создания образа — это легенда. Доказательств такой почтенной древности не существует.

Виктория Горшкова, заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея, некоторое время занимавшаяся изучением «Спаса Борисоглебского», рассказала нашему изданию: «Икона, конечно, не XV век, а, скорее всего, XVI. Живопись на ней разновременная, кусочками. Эту живопись визуально объединяет сейчас только темная олифа, и если этот верхний потемневший слой снять, то разно­цветные фрагменты разных эпох создадут диссонанс». По поводу стилистического анализа образа и его принадлежности к какой-либо конкретной школе иконописи Горшкова сообщила: «Икона, судя по всему, среднерусская. Но что касается стиля, то фрагмента ее первоначальной живописи никто не видел, поэтому оценить ее невозможно».

Таким образом, с точки зрения науки этот потемневший лик пока остается загадкой, тем более интересной на фоне того активного почитания, которое окружает икону каждый день в обычной жизни.


Излияние благодати

Табынская икона Божьей Матери.  Фото: МЧС России
Табынская икона Божьей Матери.
Фото: МЧС России

«Припадение под иконы», «пролезание под образа» во время крестных ходов — практика общения с реликвией, известная на Руси минимум с XIX века. Она, по словам Дмитрия Антонова, является вариацией известной архаической стратегии «пронимальной магии» (от глагола «пронимать, протаскивать»). Благодать от иконы изливается на пролезающих сверху вниз. В 1947 году во время крестного хода на Урале цепь коленопреклоненных людей, ожидавших пронесения над их головами Табынской иконы Божьей Матери, растянулась на 4 км.


Детектор лжи

«Уста истины». I век н.э. Рим.  Фото: Wikimedia
«Уста истины». I век н.э. Рим.
Фото: Wikimedia

Произведения искусства, связанные с ритуалами и приметами, привлекают туристов и обогащают казну городов. Один из самых знаменитых подобных объектов в Риме — рельеф I века н.э. с головой Тритона, называемый «Уста истины». По легенде, известной еще со Средневековья, если вложить руку в рот скульптуры и произнести ложь, рука окажется откушенной. Также во всем мире чрезвычайно распространены суеверия, при которых нужно «на удачу» потереть какое-либо место скульптуры. Эта антропогенная нагрузка чрезвычайно вредит уличным статуям.


Камень красноречия

Камень Бларни. Ирландия.  Фото: The Clay Jar Store
Камень Бларни. Ирландия.
Фото: The Clay Jar Store

Некоторые обряды для чудес, происходящих «по контактному принципу», требуют сложных поз. В стены замка Бларни вмонтирован камень, поцеловав который человек обретает воистину ирландский дар красиво льстить и остроумно шутить. Традиция восходит еще к кельтским верованиям. Камень расположен на вершине замка. Раньше до него дотягивались с края парапета с помощью ассистента, который поддерживал целующего за ноги. Сегодня парапет оснащен коваными направляющими и защитными перекладинами, предотвращающими риск падения со стены.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
5
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
6
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
7
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Выставка «Свой человек» в Музее русского импрессионизма воспевает Гиляровского — одного из самых маскулинных персонажей дореволюционной богемы — и показывает Москву глазами тех живописцев, которых он любил и над которыми он насмехался
16.10.2025
Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+