18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Москве и москвичам рассказывают о Владимире Гиляровском

Выставка  «Свой человек. Владимир Гиляровский» в Музее русского импрессионизма.  Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
№135, октябрь 2025
№135
Материал из газеты

Выставка «Свой человек» в Музее русского импрессионизма воспевает Гиляровского — одного из самых маскулинных персонажей дореволюционной богемы — и показывает Москву глазами тех живописцев, которых он любил и над которыми он насмехался

Музей русского импрессионизма любит вытаскивать на свет божий полузабытых героев начала XX века и возвращать им значимость, но на сей раз он избрал сюжетом своей выставки человека, который из истории нашей культуры никуда не исчезал. Владимир Гиляровский (1855–1935) — журналист, автор мемуаров и бытописатель Москвы — не только автор нескольких успешнейших книг, вышедших уже в советский период, но и обязательное действующее лицо множества мемуарных заметок того времени, начиная с Чехова и Куприна. Выбор героя выставки, поводом для которой стало 170-летие писателя, — интересный ход для музея.

Выставка  «Свой человек. Владимир Гиляровский» в Музее русского импрессионизма.  Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Сначала кажется, что это тема весьма предсказуемая. Ведь первое, что приходит в голову при разговоре о Гиляровском и живописи, — это нечто на уровне школьной программы. Ба, так ведь это с него Репин написал смеющегося запорожца! И далее представляешь себе экспозицию, построенную на основе этого посыла. Так вот: это ложь. Миф. Своего смеющегося старика запорожца Репин начал писать, когда Гиляровскому было 25 лет и он едва успел в Москву заехать и с местной богемой познакомиться. И это не единственный миф, окружающий фигуру Гиляровского. В процессе подготовки проекта исследователи разбирались, какие из них появились стихийно, а какие сеял сам герой как гениальный (само)пиарщик Российской империи. (Кстати, еще один миф: мы представляем себе дядю Гиляя богатырем, а его рост, как выясняется, был всего около 166 см.)

Выставка  «Свой человек. Владимир Гиляровский» в Музее русского импрессионизма.  Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Так о чем же получилась выставка? Один ее раздел, разместившийся на втором этаже (временно освобожденном от постоянной экспозиции), сосредоточен непосредственно на личности Гиляровского. Предсказуемо это несколько его портретов — как живописных, так и графических, включая только что атрибутированные карикатуры работы Михаила Чемоданова. Но круг предметов, связанных с Гиляровским непосредственно, весьма уместно и тактично расширен вещами, связанными с ним ассоциативно.

Выставка  «Свой человек. Владимир Гиляровский» в Музее русского импрессионизма.  Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

В основу раздела взяты его мемуары «Мои скитания», в которых описано, как в молодости он пересек Россию от Вологды до Кавказа, пробуя разные низовые профессии, от бурлака до солдата, а потом осел в Москве, где из малоизвестного актера переквалифицировался в успешного репортера. Второй раздел (на нижнем этаже) посвящен именно Москве, которую Гиляровский описал во всех видах — от ночлежек Хитровки до выставок новых приборов в Политехническом музее, а художник Михаил Рубанков воплотил все это это в виде инсталляции. Таким образом, охват проекта — с 1880-х до ­1930-х, и перед нами предстает жизнь Российской империи и Москвы через самую разную оптику — от передвижников до авангарда.

Выставка  «Свой человек. Владимир Гиляровский» в Музее русского импрессионизма.  Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Реалистических работ раннего периода здесь достаточно. Этого требует логика повествования выставки и сюжеты статей и книг Гиляровского: нищие, трактиры, извозчики. Это уже второй раз, когда Музей русского импрессионизма заходит на территорию «до импрессионизма» (предыдущий — в «Отличниках», о пенсионерах Академии художеств). Выставка наполнена экспонатами, которые на первый взгляд с фигурой Гиляровского не ассоциируются, однако, когда задумываешься об этом, понимаешь, что совершенно зря. Его жизнь — во многом кипучее бытие активного мужчины второй половины XIX — начала ХХ века: паровозы, телефоны, скачки, револьверы, та викторианская эра, которая в современном кинематографе преломилась в стилистике стимпанка, чугунной футуристичности.

Выставка  «Свой человек. Владимир Гиляровский» в Музее русского импрессионизма.  Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Партнером выставки стал Политехнический музей, предоставивший «новинки», без которых ее герой не мог обойтись. Это фотоаппараты Kodak, компактный телеграфный аппарат системы Ухина, светильник с электрической свечой Яблочкова, граммофон с мембраной завода «Электроприбор», велосипеды, киноаппараты, типографские литеры и прочая, и прочая.

Выставка  «Свой человек. Владимир Гиляровский» в Музее русского импрессионизма.  Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма
Выставка «Свой человек. Владимир Гиляровский» в Музее русского импрессионизма.
Фото: Герман Лепехин/Музей русского импрессионизма

Что до живописи, ее традиционно для этого музея много — около 240 полотен со всей России. Помимо видов Москвы в самой разной стилистике, а также жанровой живописи, это портреты приятелей — Шаляпина, Горького и других. И много авангардистов, на выставки которых Гиляровский тоже ходил. «Хотя он над ними посмеивался, — рассказывает куратор Анастасия Винокурова, — именно они, буйные и энергичные, соответствуют кипучему темпераменту Гиляровского, тому образу города, в котором он жил и которым наслаждался». 

Музей русского импрессионизма
«Свой человек. Владимир Гиляровский»
До 25 января

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+