18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Креативность на всех уровнях: состоялся первый форум креативных индустрий

Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром». Фото: «Креативный код. Россия»
Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром».
Фото: «Креативный код. Россия»

На два дня Лахта Центр в Санкт-Петербурге стал площадкой первого форума креативных индустрий «Креативный код. Россия», который собрал представителей 16 творческих сфер — от искусства до видеоигр

В Санкт-Петербурге прошел первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром». Налаживание диалога между органами власти и владельцами бизнеса и экспертами креативных индустрий — такова была ключевая задача форума.

Мероприятие, которое проходило 9 и 10 октября, получилось мощным, неспроста его участники собрались в самом высоком в Европе небоскребе — Лахта Центре на берегу Финского залива. По подсчетам организаторов, «Креативный код» посетило более 5 тыс. человек из 80 регионов России, а число выступивших экспертов достигло 150. Проблематика форума была интересна слушателям всех поколений, и залы современного «стеклянного дворца» оказались даже малы, поэтому, чтобы послушать спикеров, не поместившиеся на сидячие места гости выстраивались подле стен и занимали ступеньки.

Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром». Фото: «Креативный код. Россия»
Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром».
Фото: «Креативный код. Россия»

На форуме действительно было ради чего постоять. Выступали представители 16 индустрий, среди которых народные художественные промыслы, кино, арт-индустрия, видеоигры, ювелирное и книжное дело, дизайн, архитектура и урбанистика. Дискуссии разделили на шесть тематических блоков: «Государство и регионы», «Бизнес и партнерство», «Креатив и сообщество», «Образование и кадры», «Государство и индустрии», «Инфраструктура и поддержка».

Форум открылся пленарной сессией «Код креативной экономики России: Государство. Регионы. Бизнес», где одной из центральных тем стала поддержка творческих индустрий в регионах. Спикеры отметили, что значительную часть (75%) прибыли от креативной экономики обеспечивают 15 из 89 субъектов страны, а вклад остальных невелик.

«В первую очередь форум задумывался как площадка для межрегионального диалога: для обмена опытом, выработки методических основ развития всех направлений креативной индустрии страны и масштабирования лучших практик во все регионы России», — отметила Татьяна Илюшникова, заместитель министра экономического развития РФ.

Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром». Фото: «Креативный код. Россия»
Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром».
Фото: «Креативный код. Россия»

Проблеме развития креативной экономики в регионах была посвящена одна из самых популярных дискуссий на форуме — «Современное искусство как драйвер развития территорий». На примере пяти проектов спикеры показали, как искусство меняет восприятие места, привлекает местных жителей и меценатов к развитию населенного пункта и восстанавливает едва не утерянные ремесла и архитектурные памятники.

Издание The Art Newspaper Russia и его приложение «По пути» представила руководитель отдела спецпроектов Татьяна Тафинцева. Она подвела итоги первого года существования проекта, созданного по инициативе издателя газеты, Ольги Ярутиной, и наполненного большим интересом и любовью к регионам России. «По пути» направлен на изучение мест, которые только начали оживать и раскрывать свой потенциал благодаря народным промыслам, архитектуре и богатой истории. Татьяна Тафинцева привела три примера развития таких территорий — при содействии частного меценатства в селе Вятское, корпоративного меценатства в городе Мстера, а также благодаря государственной поддержке в Городце.

Даже в столь турбулентное время, как сейчас, работы русских мастеров пробиваются на международные площадки, чему способствует петербургская галерея «Палаты», в 2024 году принявшая участие в ярмарке BAD+ в Бордо, а в 2025-м — в выставке искусства и коллекционного дизайна PAD в Париже, ярмарках Collectible в Брюсселе и ART021 в Шанхае. Основательница галереи Юлия Лобойко, выступившая на дискуссии, устраивает экспедиции по России, чтобы заново открывать художественные техники и ремесла. Самая масштабная поездка — на Кубань — имеет особое значение для Юлии Лобойко, уроженки южного края, исконная культура которого почти не сохранилась. Чтобы это исправить, галерея инициировала открытие культурного центра в Сочи, которое состоится в 2027 году.

Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром». Фото: «Креативный код. Россия»
Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром».
Фото: «Креативный код. Россия»

Искусство способно стать важнейшим градообразующим фактором, что подтверждает опыт арт-парка «Никола-Ленивец» и фестиваля «Архстояние» — о них говорил арт-директор проекта Антон Кочуркин. История началась с армии снеговиков на берегу реки Угра, которых слепили жители маленькой деревни за символическую плату (10 руб. за одну снежную скульптуру). Как отметил Антон Кочуркин, именно коллаборация с деревенским сообществом обеспечила успех «Никола-Ленивца» и «Архстояния».

Сузила заданную тему сессия «Кластеры как фактор развития креативных индустрий», где представители кластера «Октава» в Туле, «Квартала труда» в Якутске и «Фабрики Матти» в Выборге поделились трудностями в реализации своих идей. Одни из ключевых — низкая рентабельность и дефицит финансирования. Эксперты хотят удержать творческую молодежь на родине и остановить отток талантов в крупные города, создавая кластеры как точки роста для перспективных специалистов.

Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром». Фото: «Креативный код. Россия»
Первый форум для представителей креативных индустрий «Креативный код. Россия», организованный Минэкономразвития России и ПАО «Газпром».
Фото: «Креативный код. Россия»

Творческое предпринимательство, как и культурное наследие, — это огромный актив любого региона. О том, как создать и продвинуть свой продукт, рассказали эксперты на сессии «Креативная экономика = экономика брендов. Как сформировать и продвинуть сильный бренд?». Помимо презентации известной многим Хохломы и адаптации ее исторической росписи к современности, зрителям рассказали о новом арт-курорте «Мамисон» в Северной Осетии, который стремится сделать отдых в горах всесезонным и привлекает к коллаборациям деятелей современного искусства. В числе спикеров был и Дмитрий Рязанов, основатель рожденной в Санкт-Петербурге конфетной фабрики «Культура», которая стала партнером ярмарок 1703, blazar (этой осенью желтые коробочки с мини-брауни служили приглашением на ее открытие) и Пушкинского музея. Нашему изданию тоже есть чем похвастаться — о The Art Newspaper Russia и сопутствующих газете премии, кинофестивале, выпущенной книге и проведенной в Московском музее современного искусства выставке рассказала генеральный директор Татьяна Сахокия.

Форум прошел при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга, Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также высшего совета партии «Единая Россия». Записи трансляций всех сессий доступны на официальном канале форума «Креативный код. Россия» в соцсети «ВКонтакте».

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+