Завершена плановая реставрация фасадов храма Вознесения Господня XVI века в музее-заповеднике «Коломенское». Работы длились два с половиной года. В основном они были связаны с сохранением впечатляющего белоснежного облика знаменитого храма.
Впрочем, для правильного понимания, как именно шла реставрация церкви, надо знать, что она хотя и белоснежная, но не белокаменная. Здание сложено из красного кирпича, украшенного наличниками и другими резными деталями из белого камня. То есть в первый период своего существования оно было будто покрыто кружевом, однако считается, что после одного из татарских нашествий на Москву его стены оказались под копотью от пожарищ, и поэтому в XVI веке на них нанесли белый известковый состав. «Когда мы расчистили стенку, кое-где были видны черные засмоленные кирпичи, — рассказал нашему изданию начальник участка архитектурно-реставрационного товарищества Дмитрий Дубов, занимавшийся реставрацией храма, — однако невозможно утверждать, что это следы того самого пожара».
Сейчас кирпичный фасад расчищен, кладка отремонтирована, произведена реставрация, вычинка, замещение утраченных фрагментов. Места с биопоражениями, грибком, солевыми отложениями были обработаны специализированными составами. Старая известковая обмазка (предыдущая реставрация проводилась в 2000-х годах) была снята и полностью обновлена, рассказывает Дубов.
Затем были отреставрированы белокаменные детали и декоративные элементы — кокошники, наличники, капители с резьбой и стрельчатые окна. Белый камень, разумеется, не стали красить известковыми красками, он сохранил естественный цвет. Однако его покрыли полупрозрачным защитным составом, тонировкой, которая одновременно создает однородность белого цвета без пятен, а также работает гидрофобизатором (водооталкивающим слоем).
Примечательно, что снаружи на восточном фасаде сохранилось каменное «царское место» — сень с изображением двуглавого орла. Ранее оно было расписано охрой, терракотовой и зеленой краской, однако реставраторы не стали восстанавливать эту полихромию, нарушающую стилистическое единство храма, а музеефицировали его, сохранив следы времени. Вообще, как подчеркнули в пресс-службе мэрии, храм не стали идеально белить «под ключ», словно при евроремонте: «Небольшие утраты и неровности намеренно оставили и законсервировали, чтобы подчеркнуть возраст церкви, которой скоро исполнится 500 лет».
К лету 2026 года в подклете храма подготовят новую экспозицию об истории здания. Научным консультантом по ее созданию стал Андрей Баталов, доктор искусствоведения, профессор, почетный член Российской академии художеств. Эта выставка в подклете, сообщает музей-заповедник, будет работать круглый год, сама же церковь, в связи со своим устройством, будет открыта только в теплое время. Поскольку она является частью музея, как и ранее, богослужения будут совершаться в дни главных церковных праздников.
Реставрационные работы коснулись и цокольной части храма, которая сохранилась в очень хорошем состоянии, — здание возведено на возвышении, вдали от почвенных вод. Было произведено инъектирование некоторых частей нижней части здания и восстановлен исторический облик цоколя. Камни пронумеровали, разобрали, сложили основание под крыльцо, под которое была подведена гидроизоляция, затем камни были сложены в обратном порядке. В участки, где камень был деструктирован либо же отсутствовал, были сделаны вставки или докомпоновки.
Сообщается, что особое внимание уделили знаменитому храмовому шатру: очистили его кирпичную кладку от загрязнений и старой обмазки, обработали биоцидным составом, загрунтовали, нанесли новое покрытие и краску. Крест и «яблоко» под ним очистили и покрыли позолотой.
Тем не менее для публики храм откроют только к престольному празднику Вознесения Господня в мае 2026 года. За оставшееся время интерьер должны подготовить для посетителей. В частности, в верхнем помещении вернут тябловый иконостас. Кроме того, внутри должны провести те же самые реставрационные работы, что на фасаде, однако они будут более мелкими, так как внутри стены не страдают от московской погоды. Также предстоит заменить все коммуникации: инженерные сети, слабые токи, электричество, освещение, видеонаблюдение, пожарную и охранную сигнализации. Современное электрическое отопление и приточная вентиляция в нижнем храме уже установлены.
Работы по реставрации проводятся в рамках комплексного благоустройства Коломенского с парком и набережной. На очереди у реставраторов еще несколько объектов музея-заповедника, среди них — здание Сытного двора.