В сентябре исполняется 200 лет с того дня, как паровой локомотив Locomotion № 1 отправился в путешествие по первой в мире общественной железной дороге, соединившей горнодобывающие предприятия на юге графства Дарем с городами Стоктон-он-Тис и Дарлингтон в северо-восточной части Англии.
С 26 по 28 сентября этого года недавно отреставрированная реплика Locomotion № 1 проедет по оригинальному маршруту с угольными вагонетками и репликой своего пассажирского вагона «Эксперимент». Первый поезд спроектировал инженер-механик из пригорода Ньюкасла Джордж Стефенсон (1781–1848), который, несмотря на то что выучился грамоте только в 18 лет, получил известность как «отец железной дороги».
Реплику, созданную в 1975 году к 150-летнему юбилею, отреставрировала Международная консультативная служба по вопросам железнодорожного наследия (International Heritage Railway Consultancy). Чтобы сделать локомотив пригодным к использованию на современных железнодорожных путях, его пришлось полностью разобрать и несколько модернизировать. Оригинальный Locomotion № 1 сильно пострадал в 1828 году из-за взрыва котла, убившего машиниста. Локомотив восстановили, однако к тому времени он успел устареть. В 1857 году его сделали музейным экспонатом, и сейчас он демонстрируется в музее Locomotion в городке Шилдон, стоящем на историческом маршруте.
«Наш мир в значительной степени определили именно железные, а не автомобильные дороги, — считает Стив Дэвис, бывший полковник британской армии, отвечающий за реконструкцию и эксплуатацию Locomotion № 1. — Железная дорога сделала страну гораздо меньше. Многие привычные вещи, которые мы сейчас воспринимаем как должное, стали возможны благодаря железным дорогам. Долгие годы Британская империя функционировала на технологии, созданной в Дарлингтоне».
28 сентября 2025 года королевская артиллерия встретит прибытие Locomotion № 1 в Стоктон салютом из 21 пушки — так же, как когда-то в честь первой поездки оригинального поезда. Место в пассажирском вагоне займет небольшое число приглашенных, а зрители получат возможность понаблюдать за поездом, который повторит исторический маршрут, делая по пути остановки.
Реставрация поезда стала возможной благодаря гранту, который выделило Объединение муниципалитетов долины реки Тис (Tees Valley Combined Authority). В целом программа фестиваля S&DR200, приуроченного к 200-летию железной дороги Стоктон — Дарлингтон, включает события на протяжении целого года. Организаторы надеются привлечь местных жителей, особенно семьи с детьми, а также энтузиастов железнодорожного наследия со всей страны и даже со всего мира. В преддверии фестиваля в развитие культурной инфраструктуры региона вложили почти £100 млн, которые пошли на поддержку ряда местных музеев и достопримечательностей.
«Гостей S&DR200 ждет занимательное сочетание науки и инженерного наследия прошлого, помогающее нам глубже понять проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, и найти пути их решения в будущем», — говорит директор фестиваля Никки Холлифакс. Она подчеркивает, что рождение железных дорог и промышленная революция не только способствовали множеству положительных изменений в мире, но и запустили процесс глобального потепления из-за сжигания ископаемого топлива.
Никки Холлифакс полагает, что электрификация современных поездов может стать одним из путей решения экологической проблемы, когда-то созданной их паровыми предшественниками. «Нетрудно представить себе новую эру поездов — экологически чистых, помогающих нам справиться с самой серьезной на сегодня угрозой нашему существованию, — говорит она. — Мы надеемся, что, чествуя Locomotion № 1, мы вдохновим будущее поколение на смелые мечты во имя всеобщего блага».