18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Глобальное потепление разрушает исторические маяки штата Мэн

Маяк Портленд-Хед, один из самых популярных в Новой Англии, серьезно пострадал при штормах в январе 2024 года. Фото: Bob Trapani
Маяк Портленд-Хед, один из самых популярных в Новой Англии, серьезно пострадал при штормах в январе 2024 года.
Фото: Bob Trapani
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Организация «Всемирный фонд памятников» внесла уникальные навигационные сооружения в свой список находящихся под угрозой объектов наследия за 2025 год. В данном случае основную угрозу несут природные факторы, связанные с изменением климата на планете

Маяки американского штата Мэн, самого северного в Новой Англии, дороги сердцам не только местных жителей, но и 7,75 млн туристов, которые приезжают сюда каждое лето. «В маяках есть что-то волшебное, будоражащее воображение, — говорит Тара Келли, исполнительный директор организации Maine Preservation. — Это романтичные одинокие дозорные, охраняющие наши берега».

Но у береговых хранителей настолько серьезные проблемы, что в 2025 году их внесли в список мировых памятников, находящихся под угрозой. Включение в этот список, который составляет раз в два года некоммерческая организация «Всемирный фонд памятников» (WMF), — сомнительная честь, выпадающая объектам культурного наследия, оказавшимся в бедственном положении. Однако, по словам Боба Трапани-младшего, исполнительного директора Американского фонда маяков, присвоение статуса WMF все же дарит побережью штата Мэн надежду в виде привлечения внимания к этой теме, информационной поддержки и новых ресурсов. По его словам, из всех трудностей, с которыми сейчас сталкиваются маяки штата Мэн, самая большая — это «бездействие».

В общей сложности 66 маяков унизывают 5,6 тыс. км здешнего побережья, от самого южного маяка Уэйлбэк в Киттери до маяка Уайтлокс-Милл, луч которого достигает Канады. Наиболее известный из них — маяк Портленд-Хед, ежегодно привлекающий не менее 1 млн туристов. Он был построен в 1791 году по указу первого президента США Джорджа Вашингтона, когда Мэн еще входил в состав штата Массачусетс. Его 24-метровая башня направляет корабли во второй по величине грузовой порт Новой Англии. Причем эта достопримечательность, самый фотографируемый маяк в мире, не только башня. В комплекс также входят двухэтажный домик смотрителя (сейчас в нем располагается музей), историческое маслохранилище, здание противотуманного сигнала и другие вспомогательные сооружения.

Такие объекты, как маяк Портленд-Хед, сталкиваются с не поддающимися контролю проблемами, вызванными изменением климата. Ситуация резко обострилась в январе 2024 года, когда череда штормов принесла необычайно высокие приливы, а также мощные ветры. Пешеходные дорожки Портленд-Хеда были разрушены, а дверь башни сорвало с петель. Но вскоре Трапани обнаружил, что это было еще не самое ужасное. Вместе с Фордом Рейчем, владельцем маяка Хафвэй-Рок (который был самым аварийным в США, пока Рейч его не отреставрировал), Трапани обследовал тогда десятки маяков. Ущерб выглядел удручающим. В кирпичных стенах зияли разломы, бетонные опоры были вырваны с корнем. Исторические постройки были затоплены, разрушены, а в некоторых случаях сорваны с фундамента. Шторм даже уничтожил две защитные волноотбойные стены. Повреждения пирсов, пешеходных дорожек и лодочных аппарелей препятствовали доступу посетителей и затрудняли ремонт. Трапани и Рейч оценили ущерб в $5,5 млн.

Маяк Портленд-Хед в Новой Англии - самый фотографируемый маяк в мире.  Фото: The Library of Congress
Маяк Портленд-Хед в Новой Англии - самый фотографируемый маяк в мире.
Фото: The Library of Congress

В свое время эти сооружения после модернизации перешли из ведения федерального правительства в собственность частных лиц и некоммерческих организаций. Изменилась и роль маяков в прибрежных сообществах. Автоматизация по сути уничтожила профессию смотрителя маяка. А развитие цифровой навигации уменьшило роль маяков в обеспечении безопасности мореплавания, и об их физическом состоянии стали заботиться хуже. В 1990-х годах Общество маяков штата Мэн впервые опробовало новые форматы собственности и адаптивное перепрофилирование, которые затем были приняты по всей стране. Но сейчас, в XXI веке, эти башни, многие из которых стоят с колониальных времен, сталкиваются, возможно, со своим самым опасным противником. «Они подвергаются повышенному риску, — говорит Тара Келли, — учитывая, что многие из них расположены очень низко или полностью стоят на островах».

Ситуация будет только ухудшаться. Темпы потепления в заливе Мэн в три раза выше среднемировых, и, согласно прогнозам, к 2050 году уровень моря здесь поднимется на 45–90 см. Ожидается, что зимние штормы станут более дождливыми, ветреными и суровыми. В прошлом году штормы нанесли ущерб в $90 млн только общественной инфраструктуре и сильно навредили рабочему побережью штата Мэн.

По словам Трапани, многолетние усилия по сохранению маяков были сведены на нет в считаные часы. Это стало сигналом к поиску новых подходов. Совместно с организацией Maine Preservation Трапани номинировал маяки штата на включение в список WMF.

Эта организация начала составлять списки мировых памятников под угрозой в 1996 году, чтобы повышать осведомленность общественности и привлекать ресурсы на охрану культурных объектов, находящихся в опасности. На сегодня WMF выделил $120 млн почти 350 объектам по всему миру и помог местным сообществам собрать на их охрану еще $300 млн. В список отбирают проекты, у которых есть потенциал обеспечить устойчивость и инновации для решения таких насущных проблем, как стремительная урбанизация и стихийные бедствия. Маяки штата Мэн как нельзя лучше подходят под эти критерии.

Помимо доступа к глобальной сети экспертов WMF, двухлетняя программа принесет Обществу маяков штата Мэн новые ресурсы, партнерства и столь необходимые данные. Ее представители уже изучают возможности нового сотрудничества для привлечения внимания к проблеме, а также совместно с Университетом Новой Англии проводят обследование объектов и описывают отдельные случаи, что поможет спланировать меры реагирования и привлечь к проекту принимающих решения и разрабатывающих законодательство политиков и новых спонсоров. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+