18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Ученые виртуально развернули хрупкие буддийские свитки

Благодаря передовым технологиям ученым удалось виртуально развернуть три крошечных и крайне хрупких буддийских свитка и получить представление об их содержании. Фото: Martin Franken/Staatliche Museen zu Berlin
Благодаря передовым технологиям ученым удалось виртуально развернуть три крошечных и крайне хрупких буддийских свитка и получить представление об их содержании.
Фото: Martin Franken/Staatliche Museen zu Berlin
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Рентгеновская томография и искусственный интеллект позволили исследователям ознакомиться с содержимым свитков из монгольского переносного святилища, не разворачивая их. Уже удалось расшифровать одну мантру

Благодаря передовым технологиям ученым удалось виртуально развернуть три крошечных и крайне хрупких буддийских свитка и получить представление об их содержании. Свитки хранились внутри так называемого гунгерваа — монгольского переносного деревянного святилища. С 1934 года оно хранится в берлинском Этнологическом музее, являясь единственным подобным артефактом в музейных коллекциях на Западе. Святилище украшено рамой со стеклом, сквозь которое видна фигура ламы (духовный учитель в тибето-монгольском буддизме), окруженная декоративными подношениями и небольшими реликвиями. Среди них были и свитки, завернутые в желтый шелк. Их размер в свернутом состоянии всего около 2 на 5 см, в развернутом же виде они достигают 30, 50 и 76 см. Развернуть их, не повредив, впрочем, невозможно, поэтому исследователи использовали метод рентгеновской томографии, а затем с помощью 3D-данных и искусственного интеллекта попытались восстановить содержание надписей. Пока в тексте, написанном чернилами, содержащими частицы металла, удалось расшифровать распространенную мантру «Ом мани падме хум». Остальное еще только предстоит расшифровать.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+