18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Старинные британские поместья обрастают арт-объектами

Скульптура Исаму Ногучи «Октетра» (1968) в поместье Гудвуд.  Фото: Goodwood Art Foundation
Скульптура Исаму Ногучи «Октетра» (1968) в поместье Гудвуд.
Фото: Goodwood Art Foundation
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Многие владельцы старинных поместий украшают свои парки современным искусством — чтобы поддержать художников, или повысить образованность зрителей, или даже с целью «улучшения психического здоровья посетителей». Так или иначе, получается эффектно

Этим летом Чарльз, 11-й герцог Ричмондский, запустил Goodwood Art Foundation, новый некоммерческий фонд в дополнение к центру современного искусства в своей усадьбе Гудвуд в Западном Сассексе в Англии. Так он вписал новую главу в 350-летнюю историю поместья, в котором его предки покровительствовали земледелию, охраняли охотничьи угодья, а в ХХ веке создали знаменитую трассу для авто- и мотоспорта. Среди главных целей фонда — образовательная: здесь будут проходить занятия для школьников. В год сюда сможет приезжать 3 тыс. детей, многие из них никогда не были в сельской местности и не всегда знают, откуда берется их еда. А для искушенных гостей на прилегающих к главному дому 28 га леса и луга, которые курирует ландшафтный дизайнер Дэн Пирсон, под руководством независимого куратора Энн Галлахер, бывшего директора коллекции британского искусства в музее Тейт, разместили произведения знаменитой британки Рейчел Уайтред и других художников.

В поместье представлены разнообразные биологические сообщества: лес и луг, пруды и поля. Маршрут по ним включает 24 точки, обещающие незабываемые зрелища в течение всего года: цветение вишневого сада весной или поляны с колокольчиками летом, деревья багрянника японского, которые осенью окрашиваются во все оттенки желтого и пахнут жженым сахаром…

Скульптура Рейчел Уайтред «Вниз и вверх» в поместье Гудвуд. Фото: Goodwood Art Foundation
Скульптура Рейчел Уайтред «Вниз и вверх» в поместье Гудвуд.
Фото: Goodwood Art Foundation

Теперь на этом маршруте можно обнаружить и монументальные произведения современного искусства, продуманно внедренные в пейзаж. С холма зрители видят на опушке леса самую большую скульптуру Рейчел Уайтред (художница известна своими изваяниями пустоты — слепками пустого пространства, оставленными раковиной, креслом или целым домом). Масштаб бетонной скульптуры «Вниз и вверх», пустот двух лестничных пролетов, развернутых в виде буквы V, становится понятен только после того, как к ней приблизишься. По дороге зрителей встречают бронзовые шишки магнолий работы Вероники Райан, лауреата Премии Тёрнера 2022 года; вызывающий «Розовый ананас» Роуз Уайли, похожий на зарывшуюся в землю авиабомбу; яркая геометрическая скульп­тура из металла «Октетра» классика Исаму Ногучи; цветной лабиринт бразильского художника Элиу Ойтисики. Так прогулка по поместью превращается в напряженное эмоцио­нальное переживание. «Искусство, окружающая среда и образование — это три столпа, — говорит герцог Ричмондский, — на которых покоится физическое и психическое благополучие современного человека». 

Впрочем, современным искусством украшает свое поместье не только герцог Ричмондский. Представляем некоторые из эффектных примеров.


Стивен Кокс в Хоутон-Холле

Стивен Кокс в Хоутон-Холле.  Фото: Pete Huggins/Houghton Hall
Стивен Кокс в Хоутон-Холле.
Фото: Pete Huggins/Houghton Hall

Дворец Хоутон-Холл был построен в XVIII веке для премьер-министра Великобритании Роберта Уолпола, и именно здесь висели собранные им картины, которые позже были куплены Екатериной II и положили начало коллекции Эрмитажа. В прошлом году тут показывали работы прославленного скульптора Энтони Гормли, а в этом сезоне в парке, где до сих пор живут олени, размещено 20 огромных лаконичных скульптур из мрамора и гранита Стивена Кокса, британского скульптора, неравнодушного к фактурам камня, гладким и шероховатым. Работы поменьше украсили залы парадного этажа, сохранившие историческую отделку, а в современном галерейном пространстве в южном крыле дома показывают графику Кокса. 


Ро Робертсон и Мэгги Хэмблинг в Норфолке

Ро Робертсон и Мэгги Хэмблинг в Норфолке.  Фото: Wolterton Park
Ро Робертсон и Мэгги Хэмблинг в Норфолке.
Фото: Wolterton Park

Прекрасный палладианский загородный дом в еще одном поместье семьи Уолполов, Уолтертон-Холле в Северном Норфолке, площадью 202 га, был построен в 1741 году младшим братом британского премьер-министра. Дом сильно пострадал в пожаре в 1950-х годах, в течение нескольких десятилетий был закрыт, а в 2016 году новый владелец начал его реставрацию. Сейчас дом, сад и парк принадлежат Ричарду Эллису, который купил поместье в 2023 году за £25 млн. В нынешнем году отреставрированный особняк открылся для публики, а владельцы приобрели первую скульптуру в коллекцию — двухметровой высоты работу из металла Ро Робертсон «Зыбь». Сейчас она экспонируется в интерьере, вместе с живописью Мэгги Хэмблинг образуя выставку, вдохновленную водными поверхностями — морем и расположенным поблизости большим озером. В следующем году скульптура переместится в парк. Там же будут устроены гончарная мастерская и резиденция для художников. 


Уильям Кентридж в Йоркширском парке скульптур

Уильям Кентридж в Йоркширском парке скульптур. Фото: Yorkshire Sculpture Park
Уильям Кентридж в Йоркширском парке скульптур.
Фото: Yorkshire Sculpture Park

Музей под открытым небом, сегодняшняя площадь которого составляет 200 га, основан в 1977 году на территории Бреттон-Холла, поместья XVIII века. После того как поместье было продано государству, здание в 1949 году отдали педагогическому колледжу, под холмом сделали подземное выставочное пространство, а на территории открыли скульптурный парк. Для этой галереи под открытым небом работали именитые скульпторы Энди Голдсуорти, Дэвид Нэш, Джеймс Таррелл. В нынешнем году тут можно увидеть «Силу тяжести» — ретроспективу 3D-работ знаменитого художника из ЮАР Уильяма Кентриджа. Все работы на выставке, от самых маленьких фигурок из кусочков рваной бумаги до огромных объектов из металла и мультфильмов, крутятся вокруг понятия «глифа» — графического представления символа, используемого для передачи информации. Поэтому антропоморфные фигуры вдруг превращаются в буквы, а буквы — в неведомых существ.


Нот Виталь в Швейцарских Альпах

Нот Виталь в Швейцарских Альпах.  Фото: Eric Powell/Not Vital Foundation
Нот Виталь в Швейцарских Альпах.
Фото: Eric Powell/Not Vital Foundation

Как полагают, замок Тарашп был построен в 1040 году; он венчает гору, доминирующую над долиной в регионе Энгадин в Швейцарии. Веками крепость меняла владельцев: принадлежала графу Тирольскому, позже стала частью владений Габсбургов, потом перешла к герцогу Гессен-Дармштадтскому. Уже в 1919 году в замке начали водить экскурсии для туристов. В 2016-м замок, кажущийся иллюстрацией к сказке Шарля Перро, купил художник Нот Виталь и сделал его частью фонда, к которому относятся земли на склонах горы вокруг, а также дом XVII века в долине. Цель фонда — сохранение культуры региона и популяризация творчества самого художника. В лесу на горных склонах прячутся его работы, созданные на грани скульптуры и архитектуры. Это зеркальный мост, растворяющийся в окружающей зелени, ряд ослиных голов на столбах, намекающих на то, что в глупости все равны, хижина с крышей из травы, нажатием кнопки уходящая в землю, бетонный «Дом для наблюдений за закатом», подняться в который можно лишь преодолев запутанную структуру из лестниц. 


Тони Крэгг в Касл-Ховарде

Тони Крэгг в Касл-Ховарде.  Фото: Castle Howard
Тони Крэгг в Касл-Ховарде.
Фото: Castle Howard

Касл-Ховард входит в число девяти частных «домов-сокровищ» Англии и показан в обеих британских экранизациях великого романа Ивлина Во «Возвращение в Брайдсхед» и в сериале «Бриджертоны». Вокруг дворца раскинулся французский парк со скульптурами, рядом — дендрарий. Дворец сильно пострадал в 1940 году от пожара, но был восстановлен. В интерьере представлена коллекция графов Карлайл, бессменных владельцев поместья, включающая рисунки Микеланджело. В прошлом году здесь впервые появилась современная скульптура. Это произведения Тони Крэгга: огромные биоморфные формы из металла и стекловолокна в парке и графика в залах. Критики отмечают деликатность и чутье, с которыми современные скульптуры внедрены в историческое окружение. Художник, чья карьера началась с ленд-арта, в 1988 году представлял Великобританию на Венецианской биеннале и получил Премию Тёрнера. Его монументы, напоминающие природные формы, которые ветер или вода вытачивают из горных пород, занимают главные видовые точки перед фасадом дворца и в парке.


«Великолепные пустяки» в Чатсуорте

«Великолепные пустяки» в Чатсуорте.  Фото: Chatsworth House
«Великолепные пустяки» в Чатсуорте.
Фото: Chatsworth House

Чатсуорт-Хаус был заложен в 1687 году первым герцогом Девонширским, который пригласил архитекторов Уильяма Тальмана и Уильяма Арчера, строивших в стиле барокко. Все последующие поколения добавляли к дворцу и парку что-то свое в стиле, модном в их эпоху. Первой современной скульптурой в поместье стал «Боевой конь» Элизабет Финк, купленный Деборой, герцогиней Девонширской, в начале 1990-х. Ее сын, 12-й герцог Девонширский, с женой, энтузиасты современного искусства, а также их сын и невестка, граф и графиня Берлингтонские, значительно расширили коллекцию. Этим летом здесь идет выставка «Великолепные пустяки. Цветы в Чатсуорте», которая исследует параллели между миром растений и человека, а также коллекционированием искусства или минералов и бабочек. На выставке представлены ботанические иллюстрации Викторианской эпохи, сюрреалистические существа ХХ века Доротеи Таннинг и Эйлин Агар, скульптуры из проволоки Рут Осавы и произведения современной ирландской художницы Дороти Кросс, которая работает с костями животных.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+