Этим летом Чарльз, 11-й герцог Ричмондский, запустил Goodwood Art Foundation, новый некоммерческий фонд в дополнение к центру современного искусства в своей усадьбе Гудвуд в Западном Сассексе в Англии. Так он вписал новую главу в 350-летнюю историю поместья, в котором его предки покровительствовали земледелию, охраняли охотничьи угодья, а в ХХ веке создали знаменитую трассу для авто- и мотоспорта. Среди главных целей фонда — образовательная: здесь будут проходить занятия для школьников. В год сюда сможет приезжать 3 тыс. детей, многие из них никогда не были в сельской местности и не всегда знают, откуда берется их еда. А для искушенных гостей на прилегающих к главному дому 28 га леса и луга, которые курирует ландшафтный дизайнер Дэн Пирсон, под руководством независимого куратора Энн Галлахер, бывшего директора коллекции британского искусства в музее Тейт, разместили произведения знаменитой британки Рейчел Уайтред и других художников.
В поместье представлены разнообразные биологические сообщества: лес и луг, пруды и поля. Маршрут по ним включает 24 точки, обещающие незабываемые зрелища в течение всего года: цветение вишневого сада весной или поляны с колокольчиками летом, деревья багрянника японского, которые осенью окрашиваются во все оттенки желтого и пахнут жженым сахаром…
Теперь на этом маршруте можно обнаружить и монументальные произведения современного искусства, продуманно внедренные в пейзаж. С холма зрители видят на опушке леса самую большую скульптуру Рейчел Уайтред (художница известна своими изваяниями пустоты — слепками пустого пространства, оставленными раковиной, креслом или целым домом). Масштаб бетонной скульптуры «Вниз и вверх», пустот двух лестничных пролетов, развернутых в виде буквы V, становится понятен только после того, как к ней приблизишься. По дороге зрителей встречают бронзовые шишки магнолий работы Вероники Райан, лауреата Премии Тёрнера 2022 года; вызывающий «Розовый ананас» Роуз Уайли, похожий на зарывшуюся в землю авиабомбу; яркая геометрическая скульптура из металла «Октетра» классика Исаму Ногучи; цветной лабиринт бразильского художника Элиу Ойтисики. Так прогулка по поместью превращается в напряженное эмоциональное переживание. «Искусство, окружающая среда и образование — это три столпа, — говорит герцог Ричмондский, — на которых покоится физическое и психическое благополучие современного человека».
Впрочем, современным искусством украшает свое поместье не только герцог Ричмондский. Представляем некоторые из эффектных примеров.
Дворец Хоутон-Холл был построен в XVIII веке для премьер-министра Великобритании Роберта Уолпола, и именно здесь висели собранные им картины, которые позже были куплены Екатериной II и положили начало коллекции Эрмитажа. В прошлом году тут показывали работы прославленного скульптора Энтони Гормли, а в этом сезоне в парке, где до сих пор живут олени, размещено 20 огромных лаконичных скульптур из мрамора и гранита Стивена Кокса, британского скульптора, неравнодушного к фактурам камня, гладким и шероховатым. Работы поменьше украсили залы парадного этажа, сохранившие историческую отделку, а в современном галерейном пространстве в южном крыле дома показывают графику Кокса.
Прекрасный палладианский загородный дом в еще одном поместье семьи Уолполов, Уолтертон-Холле в Северном Норфолке, площадью 202 га, был построен в 1741 году младшим братом британского премьер-министра. Дом сильно пострадал в пожаре в 1950-х годах, в течение нескольких десятилетий был закрыт, а в 2016 году новый владелец начал его реставрацию. Сейчас дом, сад и парк принадлежат Ричарду Эллису, который купил поместье в 2023 году за £25 млн. В нынешнем году отреставрированный особняк открылся для публики, а владельцы приобрели первую скульптуру в коллекцию — двухметровой высоты работу из металла Ро Робертсон «Зыбь». Сейчас она экспонируется в интерьере, вместе с живописью Мэгги Хэмблинг образуя выставку, вдохновленную водными поверхностями — морем и расположенным поблизости большим озером. В следующем году скульптура переместится в парк. Там же будут устроены гончарная мастерская и резиденция для художников.
Музей под открытым небом, сегодняшняя площадь которого составляет 200 га, основан в 1977 году на территории Бреттон-Холла, поместья XVIII века. После того как поместье было продано государству, здание в 1949 году отдали педагогическому колледжу, под холмом сделали подземное выставочное пространство, а на территории открыли скульптурный парк. Для этой галереи под открытым небом работали именитые скульпторы Энди Голдсуорти, Дэвид Нэш, Джеймс Таррелл. В нынешнем году тут можно увидеть «Силу тяжести» — ретроспективу 3D-работ знаменитого художника из ЮАР Уильяма Кентриджа. Все работы на выставке, от самых маленьких фигурок из кусочков рваной бумаги до огромных объектов из металла и мультфильмов, крутятся вокруг понятия «глифа» — графического представления символа, используемого для передачи информации. Поэтому антропоморфные фигуры вдруг превращаются в буквы, а буквы — в неведомых существ.
Как полагают, замок Тарашп был построен в 1040 году; он венчает гору, доминирующую над долиной в регионе Энгадин в Швейцарии. Веками крепость меняла владельцев: принадлежала графу Тирольскому, позже стала частью владений Габсбургов, потом перешла к герцогу Гессен-Дармштадтскому. Уже в 1919 году в замке начали водить экскурсии для туристов. В 2016-м замок, кажущийся иллюстрацией к сказке Шарля Перро, купил художник Нот Виталь и сделал его частью фонда, к которому относятся земли на склонах горы вокруг, а также дом XVII века в долине. Цель фонда — сохранение культуры региона и популяризация творчества самого художника. В лесу на горных склонах прячутся его работы, созданные на грани скульптуры и архитектуры. Это зеркальный мост, растворяющийся в окружающей зелени, ряд ослиных голов на столбах, намекающих на то, что в глупости все равны, хижина с крышей из травы, нажатием кнопки уходящая в землю, бетонный «Дом для наблюдений за закатом», подняться в который можно лишь преодолев запутанную структуру из лестниц.
Касл-Ховард входит в число девяти частных «домов-сокровищ» Англии и показан в обеих британских экранизациях великого романа Ивлина Во «Возвращение в Брайдсхед» и в сериале «Бриджертоны». Вокруг дворца раскинулся французский парк со скульптурами, рядом — дендрарий. Дворец сильно пострадал в 1940 году от пожара, но был восстановлен. В интерьере представлена коллекция графов Карлайл, бессменных владельцев поместья, включающая рисунки Микеланджело. В прошлом году здесь впервые появилась современная скульптура. Это произведения Тони Крэгга: огромные биоморфные формы из металла и стекловолокна в парке и графика в залах. Критики отмечают деликатность и чутье, с которыми современные скульптуры внедрены в историческое окружение. Художник, чья карьера началась с ленд-арта, в 1988 году представлял Великобританию на Венецианской биеннале и получил Премию Тёрнера. Его монументы, напоминающие природные формы, которые ветер или вода вытачивают из горных пород, занимают главные видовые точки перед фасадом дворца и в парке.
Чатсуорт-Хаус был заложен в 1687 году первым герцогом Девонширским, который пригласил архитекторов Уильяма Тальмана и Уильяма Арчера, строивших в стиле барокко. Все последующие поколения добавляли к дворцу и парку что-то свое в стиле, модном в их эпоху. Первой современной скульптурой в поместье стал «Боевой конь» Элизабет Финк, купленный Деборой, герцогиней Девонширской, в начале 1990-х. Ее сын, 12-й герцог Девонширский, с женой, энтузиасты современного искусства, а также их сын и невестка, граф и графиня Берлингтонские, значительно расширили коллекцию. Этим летом здесь идет выставка «Великолепные пустяки. Цветы в Чатсуорте», которая исследует параллели между миром растений и человека, а также коллекционированием искусства или минералов и бабочек. На выставке представлены ботанические иллюстрации Викторианской эпохи, сюрреалистические существа ХХ века Доротеи Таннинг и Эйлин Агар, скульптуры из проволоки Рут Осавы и произведения современной ирландской художницы Дороти Кросс, которая работает с костями животных.