18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач

Черный дом архитектора Александра Константинова.  Фото: личный архив
Черный дом архитектора Александра Константинова.
Фото: личный архив
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию

Многие дома художников прошлого сегодня популярные музеи-заповедники, ставшие точками культурного притяжения. Таков поленовский «Борок», который художник задумывал не только как место для жизни и творчества, но и как музей с арт-резиденцией. Таковы репинские «Пенаты», напоминающие сказочный терем с элементами северного модерна и со стеклянными крышами не только в мастерской. Кстати, стекло художник назвал будущим архитектуры и оказался прав. История знает примеры того, как обустройство личного пространства двигало проектирование жизни всего человечества вперед. Мы погрузились в творческий быт современных художников, чьи пенаты тоже связывают историю искусства и видение грядущего через тонкий авторский мир. Возможно, некоторые из них когда-нибудь также станут музеями.

Страна чудес в Снегирях

Татьяна Сяглова всю жизнь проработала художником по тканям на Трехгорной мануфактуре и создала тысячи узоров, которые носили на себе миллионы людей. На досуге она расписывала свой старый дом, построенный в 1950-х отцом-инженером в подмосковных Снегирях близ реки Истра. А после выхода на пенсию решила строить новый дом — побольше.

«Его таджики строили безо всякого проекта. Бывало, иду гулять, они спрашивают: „Вам сделать окно или нет?“ Отвечаю: „Тут не надо“. Прихожу — три окна. Мы остались с ними друзьями, иногда они приходят в гости пить чай с вареньем. Так же я потом оформила дом — на чистой интуиции. Не было денег на штукатурку, поэтому я взяла оставшийся бетон и отштукатурила стены им, а потом и расписала», — рассказывает Татьяна Сяглова.

Небольшой участок похож на музей. Старый отцовский дом расписан романтическими сценами в наивном духе Шагала и Пиросмани со всех четырех сторон. Рядом с ним — скульптуры из бетона: крокодилы, львы, лягушки. За углом под навесом сруб — это мастерская сына, абстракциониста Андрея Сяглова. Они с 80-летней мамой делят дом на двоих.

Дом художников Татьяны и Андрея Сягловых в Снегирях. Фото: личный архив
Дом художников Татьяны и Андрея Сягловых в Снегирях.
Фото: личный архив

Женская сторона отражает позитивный настрой создательницы. Ее половина — в цветах и затейливых узорах. В прихожей встречает фигура собаки с высунутым языком. У лап скульптуры стоят реальные тапочки рядом с нарисованными. Пол украшен пушистым ковром-обманкой со львиной головой, которая смотрит на гостей добрыми глазами — хищник как живой. Кухню украшает картина, изображающая повара со спины. Его мягкое место можно потереть — для удачной готовки. Напротив — нарисованный очаг — с печкой, где греется чайник и мурлычет котик. За дверью находится кладовая.

На лестнице кажется, что ты Алиса, попавшая в Страну чудес. С непривычки от восхождения по расписному миру немного кружится голова. Деревянные перила обвивают рисованные лианы. Ступени украшает акриловый палас с изображением ракушек. На балясинах-обманках мирно спит еще один котик. Сбоку растет сказочное дерево, украшенное разноцветными камушками.

В спальне у Татьяны висят шторы с рисунком, созданным ею для Трехгорной мануфактуры, которые прикрывают реальное окно. А на стене можно найти еще одно, уже нарисованное, за которым мирное море, горы и экзотические растения. Третий этаж открывает окна в разные миры. Одно из них нарисовано на полу — это одновременно ковер с самолетами, воздушным шаром и видом на город с высоты птичьего полета. За другим открывается обзор на небоскребы. Следующее окно — супрематическое — ведет в геометрический мир, где играют музыканты. В деревянном полу есть дверь-люк с живописным, опять же акриловым, ковром. Если его отворить, то откроется вид на комнату сына. «Я всегда пишу по настроению. Бывает капну краски на пол — я ее тут же в мышку превращаю», — описывает свой метод хозяйка.

Дом художников Татьяны и Андрея Сягловых в Снегирях. Фото: личный архив
Дом художников Татьяны и Андрея Сягловых в Снегирях.
Фото: личный архив

Половина Андрея Сяглова более сдержанная. Здесь доминируют песочные и земляные тона, которые он использует в своей многослойной абстрактной живописи. Спальню-гостиную он постарался оставить нетронутой маминым живым темпераментом. Зато дорога к ней украшена затейливыми орнаментами, забавными героями и даже гербом дома со стоящими на задних лапах львами и объемной палитрой по центру. Кое-где можно найти дату, когда Татьяна закончила тот или иной участок.

Дом воспринимается как цельная тотальная инсталляция, отражающая задорный характер автора. Художница в свои 80 ходит на лыжах зимой, купается в холодной Истре летом и дополняет Страну чудес в Снегирях новыми героями. Говорит, что так оформила дом ради шутки.

Черный куб в Капустине

Художник Сергей Катран искал участок недалеко от мастерской, чтобы устроить там место для личной и коллективной творческой активности. Нашел маленький кусочек земли с выходом на воду, рядом с которым обнаружился крохотный необитаемый остров. Он и стал главной точкой для перформансов и хеппенингов под открытым небом, а на материковой части Катран скоро начал строить центр современного искусства, где мог бы принимать гостей и жить. Идею реализовала архитектор и подруга художника Кристина Шкварина.

Капустинский центр современного искусства (КЦСИ) в следующем году отметит пятилетие, дом появился в прошлом году. Сейчас рядом достраиваются выставочный зал и арт-резиденция со столярной мастерской. Все в этом доме продумано как концептуальное произведение. В нем заложена концепция черного куба — в противовес идее галерейного белого куба. Взамен стерильного пространства предлагается атмосфера, изначально наполненная жизнью и смыслами. По задумке основателя КЦСИ остров Нега — это не белый лист, на котором можно рисовать все что вздумается, а живой организм со своим характером и переменчивым настроением, он соучастник и главное действующее лицо всех выставок и арт-акций.

Дом художника Сергея Катрана и инсталляция Ильи Ершова и Полины Шапкиной во дворе. Капустино. Фото: личный архив
Дом художника Сергея Катрана и инсталляция Ильи Ершова и Полины Шапкиной во дворе. Капустино.
Фото: личный архив

Дом — такой же. В нем два этажа, а плоская крыша устроена как пространство для медитаций и художественных действ. На втором этаже две спальни: хозяйская с панорамным видом на Капустинский залив и гостевая. Первый этаж — общественный. Здесь проходят обсуждения, показы артхаусного кино, дискуссии и застолья. Четкая геометрия и наполненная пульсирующим черным атмосфера создают почву для творческого комьюнити, которым за годы обросла арт-площадка. У капустян есть свой язык и даже виды спорта: шахмосаппинг, гриблинг, кочанбол. Кстати, только на первый взгляд все детали в доме черные, на самом деле стены покрыты глубоким зеленым.

Независимость, непринужденное взаимодействие, творческий диалог, идеи сохранения окружающей среды и существования человека в мире гармонии и любви — главные постулаты места. А его основная сцена — под открытым небом. Широкие ступени к дому используются то как зрительный зал, то как место действия. На небольшой площадке перед домом задействован каждый сантиметр под художественные, регулярно меняющиеся инклюзии. Каждое утро в Telegram-канале КЦСИ появляется фотография с видом на залив, где растет изломанный вариант Шуховской башни, похожий на удар молнии, причудливо отражающийся в воде.

Тарусский терем Ватагина

В Тарусе есть дом-долгожитель с большой творческой биографией. Его построил знаменитый художник и скульп­тор-анималист Василий Ватагин, а сейчас там живет его внук, скульптор Николай Ватагин, с женой Дуней и детьми. Последние несколько лет они обитают в доме круглый год. Николай работает в мастерской деда.

Василий Ватагин впервые побывал в Тарусе на заре ХХ века и решил тут поселиться. Собственно, с его легкой руки (и при участии его товарища Василия Поленова, который обосновался на противоположном берегу Оки), городок прозвали «русским Барбизоном». Дом Ватагин строил по собственному проекту в духе Русского Севера, но в итоге он менялся в процессе, вобрал в себя множество элементов разных стилей и дыхание Индии.

В 1914 году Василий Ватагин совершил путешествие на Цейлон, а вернувшись, перенес многие образы оттуда в интерьер только что достроенного дома. Вокруг разбил сад, высадил ели, березы и пихты, которые сейчас создают приятный тенек для обитателей творческого места, где частенько собираются жители «русского Барбизона»: после каждого открытия выставки местные художники идут в гости к Ватагиным.

Родовой дом семьи Ватагиных в Тарусе. Фото: личный архив
Родовой дом семьи Ватагиных в Тарусе.
Фото: личный архив

Во дворе гостей встречает скульптура горного барана. С годами она несколько обтесалась, потому что у семьи есть традиция — фотографировать детей верхом на каменном животном. «Такие детские фотографии есть и у меня, и у моей мамы, и у моих детей», — рассказывает Николай. Василий Ватагин установил скульптуру, когда работал над главным входом Московского зоопарка в 1930-х, который был разобран спустя 30 лет.

Внутри дома росписи, скульптуры и картины. В уголке у окна можно, например, найти деревянный бюст тарусского красавца Владимира Лебедева. Он помогал строить дом. А еще мальчиком он позировал для Ватагина, когда тот работал над иллюстрациями к «Маугли» Киплинга. Недалеко от Маугли — печь, ее Ватагин расписал прямо поверх глиняной обмазки: наверху парят птицы в русском стиле, а внизу вышагивает египетский сфинкс. Каждый портрет — с историей. Так, на стене можно найти рисунок, запечатлевший суровую женщину в синем. Это теща Василия Ватагина Антонина Ржевская, входившая в Товарищество передвижников. А вот портрет Ирины Ватагиной, матери Николая; его написала Нина Ватолина, автор известного плаката «Не болтай!». Мама Николая Ватагина, кстати, тоже жила и работала в тарусском доме. Она была реставратором высшей категории и иконописцем, а еще профессором Свято-Тихоновского богословского института.

Главное место в доме — просторная мастерская, где соседствуют яркая живопись по мотивам индийского эпоса, семейные портреты и русские пейзажи, деревянные скульп­туры, доски-рельефы с шимпанзе и лемурами и рабочие инструменты — карандаши, кисти, тюбики с красками. Рядом с мольбертом — резное египетское кресло, сделанное хозяином дома.

Родовой дом семьи Ватагиных в Тарусе. Фото: личный архив
Родовой дом семьи Ватагиных в Тарусе.
Фото: личный архив

Дом Ватагина живет и меняется со временем. Изначально деревянное строение на каменном нижнем этаже было трехэтажным, но в 1922 году верхний ярус разобрали, а материал был использован для пристройки. В 1965-м в высокой кровле была устроена просторная мансарда, с которой открывается прекрасный вид. Здесь каждая деталь примечательна. Например, двери на террасу держат петли с северным орнаментом.

Несмотря на столь музейное содержание, дом остается очень живым. Каждый вечер Ватагины гуляют с детьми и собаками по тихим улочкам Тарусы, устраивают чаепития на воздухе и занимаются искусством.

Дом-бомж из холстов

Художник Павел Суслов живет в подмосковном Жуковском и каждое лето строит себе временный дом-бомж из холстов. Постройка бывает в чистом поле или на озере. Каждый раз дом имеет разный вид, но он всегда смотрится как арт-объект. Этим летом он создал уже 24-й дом на арт-территории «Белые аллеи» под Москвой. К концу летнего сезона Суслов разбирает строение на отдельные картины.

Для «Архстояния» 2016 года Павел Суслов построил дом в виде головы, состоявший из 254 холстов, так его и назвал — «Голова бомжа». К началу фестиваля он жил там всего несколько недель и успел расписать только часть холстов, из которых была сложена конструкция. Остальное дописывал еще больше месяца.

Идея оригинального арт-кемпинга пришла из детства: как и многие мальчишки, Павел Суслов строил с друзьями шалаши. Повзрослев, однажды вдруг вспомнил о детской страсти и решил построить шалаш из картин. Пожить внутри своего творчества буквально. На обрыве у берега моря в Крыму — это ли не сбывшаяся мечта?

Дом-бомж Павла Суслова в «Белых аллеях».  Фото: личный архив
Дом-бомж Павла Суслова в «Белых аллеях».
Фото: личный архив

Потом были очень разные дома — в виде квадрата и яйца, усеченного октаэдра и ракушки. Они стояли в Тульской области, на Кавказе, в Жуковском, в Конакове. В 2023 году Суслов построил домик на воде из 39 холстов. Конструкцию установил на основание из пластиковых бутылок, чтобы жилище не пошло ко дну.

В ракушке моллюска на Кратовском озере в Раменском округе художник обитал вместе с любимой собакой и домашними улитками. И неделями переносил на холсты окружавшие его пейзажи. «Первый такой дом я построил в 2011 году. Поначалу люди не понимали, потом улыбались, когда до них доходило, что дом составлен из картин. Для меня важна поддержка случайных зрителей. Каждый дом получается уникальным, и это не просто временная постройка, а искусство», — уверен автор.

Внутри такого дома тесно, но интересно, а главное — все необходимое для жизни есть. Спальню Павел Суслов устраивает в палатке, спит по-походному в спальнике. Есть кухня с умывальником, котелками и горелкой и обязательно место для красок и кистей. Изнутри холсты «работают» на просвет, так что днем здесь светло. Уже законченные работы создают тенек в творческом шалаше.

Утром художник выходит из дома часов в десять и пишет. Лучший свет — в полдень, тогда он создает большие картины. Потом обед и сон — и снова за холст. Ближе к вечеру занимается маленькими работами. В среднем получается четыре холста в день. Издали может показаться, что его дом зеркально отражает пейзажи вокруг. В каком-то смысле так и есть. Однако его дома — живописные.

Алюминиевая графика и фасад из линий

Художник Александр Константинов (1953–2019) оформил сразу два дома, расположенных на Минском шоссе, для галериста и коллекционера Максима Боксера. Оба напоминают эфемерный набросок, графику, материализованную среди живой природы.

Красный дом архитектора Александра Константинова.  Фото: личный архив
Красный дом архитектора Александра Константинова.
Фото: личный архив

Александр Константинов — доктор математических наук, профессор Московского университета электроники и математики, с 1987 года входивший в творческое объединение «Эрмитаж», — в 1990-е ушел в графику, а в 2000-е масштабировал ее до размера зданий. Его «Гравюры» перешли с миллиметровой бумаги в общественные пространства. В 2006-м работа Константинова «Блуждающие стены» изменила привычный вид на вход в Третьяковскую галерею на Крымском Валу. Тогда же его воздушная графика украсила здание отдела личных коллекций Пушкинского музея, «Белый квартал» был «нарисован» скотчем. В то же время, когда москвичей потрясла изысканная и легкая гео­метрия Константинова в городском пространстве, он создал несколько проектов для частной жизни в Подмосковье. Максим Боксер стал его первым заказчиком в России.

На один из его домов (белый) Александр Константинов надел красную вуаль из деревянных реек, на другой (черный) — алюминиевую сетку из блестящих линий, отражающих небо. Любопытно, что ради проекта демонтировали два крыльца — чтобы прибавить стройности дому. Вместо них построили лестницы, тоже с парящим эффектом и без лишних атрибутов. Между черными стенами и масштабированной миллиметровкой есть отступ в 60 см, благодаря чему создается ощущение воздушности объекта.

Объект Александра Константинова «Удаленный офис» на фестивале «Архстояние» 2010 года. Фото: личный архив
Объект Александра Константинова «Удаленный офис» на фестивале «Архстояние» 2010 года.
Фото: личный архив

Проект Константинова, кажется, соединил дачу галериста в целостную инсталляцию, где не только дом — произведение искусства. На территории растет железное дерево Игоря Шелковского, есть парк скульптур Гриши Брускина и «зачарованный» шалаш Николая Полисского. Внутри антикварная мебель и ковры соседствуют с работами современных художников — таких как Леонид Тишков, Гор Чахал и Гоша Острецов. Ванная комната оклеена фотографиями из старых журналов по архитектуре. Словом, не участок, а музей современного искусства, где главное произведение — фасад в исполнении Александра Константинова. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+