Школа masters выпустила новую порцию книг-малюток из серии One cup books, то есть книжек на одну чашку — неважно, чая или кофе. Что дает повод порассуждать о том, насколько этот формат совместим с высокими лекционными стандартами, заданными самой школой, а содержимое «книг-чашек» отвечает ожиданиям от такого, слегка легкомысленного, формата.
Все уже привыкли к coffee table books, книгам для кофейного столика, часто лежащим там для красоты — чтобы полистать и поразглядывать картинки. Вряд ли кто возьмется внимательно изучать эти солидные книги-альбомы. Другое дело — тоненькие книжицы, которые легко засунуть в карман и прочитать на досуге в кафе. На такое их использование недвусмысленно намекает остроумный дизайн новых книг (оформляет серию Игорь Можейко): на первом развороте, якобы случайно, уже заранее полиграфически отпечатаны коричневые круги от чашек — дескать, не жалей, порть, если надо, читай в свое удовольствие!
Оставим в стороне вопрос, почему так много людей любят читать именно за едой, но кажется, что удобоваримость, простите за каламбур, текста — это то, что требуется для такого случая.
Серия была запущена несколько лет назад, и в ней уже порядка двух десятков книг — не только об искусстве, но и о дизайне, моде, кино. Первый «дроп» о звездах современного искусства (Джефф Кунс, Дэмиен Хёрст, Ай Вэйвэй и Маурицио Каттелан) вышел в 2022 году. Его автор — Алексей Бобриков, лектор masters, старший научный сотрудник Российского института истории искусств, доцент СПбГУ, удививший профсообщество лет десять назад своей «Другой историей русского искусства, или Всем, что вы хотели узнать о Репине, но боялись спросить у Стасова».
Теперь линия современных арт-столпов продолжена его тремя новыми эссе, которые выпущены в коллаборации с электронной библиотекой «Яндекс Книги». Это «Ханс Хааке. Муравьиный кооператив», «Герхард Рихтер. За капиталистический реализм» и «Синди Шерман. Эта кукла — моя». Мало того, что сами эти фигуры достаточно сложны и противоречивы, стиль, выбранный Алексеем Бобриковым, не делает никаких «кофейных» поблажек — это полноценные серьезные исследования, которые, возможно, несколько тяжеловато воспринимать не в академической аудитории. В любом случае его трактовка творчества Синди Шерман с точки зрения «инфантильности», как девочки, играющей в куклы, «хорошей» и «плохой», кажется весьма оригинальной. Достойно восхищения то, как автор упаковывает бурные карьеры своих героев в компактный текст, выделяя у каждого три периода (ранний, высокий, поздний) и внутри этих периодов самые знаковые произведения. При всей миниатюрности книги не лишены иллюстраций, и их ряд вполне достаточный.
Удачным попаданием в «чашечный» формат выглядят и три книжки Ольги Хорошиловой о знаменитых дизайнерах моды Реи Кавакубо, Александре Маккуине и Вирджиле Абло. Ее стиль более эмоциональный и разговорный, чем у Бобрикова, не пугающий специфической терминологией, но и не роняющий профессиональную планку. (Разница в темпераментах особо чувствуется в аудиоверсиях, записанных самими лекторами.) А вот другая «тройка», про дизайн, Анастасии Ярмош, напротив, в «чашечную» эстетику явно не вписывается. Возможно, дело в том, что тут для описания выбраны не отдельные герои, а целые школы дизайна XX века — скандинавская, европейская, американская — и такой гигантский объем информации трудно упихать в маленькую книжку без смысловых потерь.
Как бы то ни было, свою задачу эта серия выполняет, давая возможность «попробовать» разных искусствоведов и привлечь новую аудиторию. Кто-то после такого знакомства ринется записываться на образовательные курсы masters, а кто-то, возможно, и скажет: нет, это не моя чашка чая.