18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эрмитаж возвращается за границу

Национальный музей Омана.  Фото: National Museum Oman
Национальный музей Омана.
Фото: National Museum Oman

Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее

Государственный Эрмитаж в течение недели объявил о создании двух своих центров за пределами России. Церемонии подписания меморандумов прошли в рамках 11-го Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур.

Документ о сотрудничестве с Республикой Корея был подписан генеральным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским с российской стороны и генеральным директором представляющей корейскую сторону компании Artworks Co., Ltd Ю Мин Соком. В рамках сотрудничества планируется создание даже не одного, а двух представительств музея в Корее.

Первый из них, центр «Эрмитаж — Чеджудо», будет ориентирован на развитие цифрового музейного пространства. Его деятельность будет включать организацию мультимедийных выставок, реализацию проектов в сфере NFT, создание цифровых выставочных залов и разработку инновационного цифрового контента, посвященного собранию Эрмитажа. Второй, центр «Эрмитаж — Сеул/Соннам», будет заниматься популяризацией в Корее российского наследия через просветительские программы. На его площадках планируется работа специальной школы, лектория, а также выставочных залов для создания временных экспозиций и демонстрации цифровых проектов.

Начальным этапом сотрудничества станет показ мультимедийной выставки «Великолепный Эрмитаж» в Сеуле, ее открытие запланировано на ноябрь 2025 года. Подробностей о зданиях будущих центров, выставочной программе и прочем пока не сообщается.

Больше информации о спутнике, который появится на Аравийском полуострове. Соглашение о создании центра «Эрмитаж — Султанат Оман» подписано Михаилом Пиотровским и генеральным секретарем Национального музея Султаната Оман Джамалем аль-Мусави.

Как сообщает пресс-служба российского музея, центр-спутник «Эрмитаж — Султанат Оман» — это совместный проект двух институций. Каждый год в нем будет проходить по две выставки произведений из собрания Эрмитажа, подготовленных специально для показа в Омане. Центр также станет платформой для научных исследований. Активное участие в них будут принимать российские арабисты, ученые и студенты, планируется проведение обменных стажировок. Другой важной задачей центра станет популяризация в регионе русского языка и культуры. «Образовательные программы для оманских студентов и школьников будут создаваться на основе многолетнего методологического и дидактического опыта, накопленного специалистами Эрмитажа», — гласит пресс-релиз.

«Политика проекта „Большой Эрмитаж“ — это создание центров-спутников. Центры-спутники Эрмитажа существуют в разных странах. Те, которые в Европе, сейчас приморожены. Очень много центров-спутников в России развиваются очень активно... В центре-спутнике „Эрмитаж — Султанат Оман“ мы с одной стороны будем показывать наши коллекции, с другой стороны здесь будет большой центр для исследования юга Аравии. Напомню, что в России очень большая школа изучения древней культуры Аравии. В общем, там включается очень широкий спектр культурной деятельности», — цитирует Михаила Пиотровского РИА Новости.

Здание центра будет построено в мухафазе Дофар на юге Омана. Место для него определят эксперты Эрмитажа и Национального музея с учетом близости к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенным в Земле ладана. Здание будет отвечать всем стандартам Международного совета музеев (ИКОМ) в области безопасности, охраны окружающей среды и технической оснащенности, равно как и собственным стандартам Эрмитажа, который будет участвовать в разработке архитектурного проекта и консультировать оманских коллег по вопросам технической эксплуатации центра.

Центры в Корее и Омане — это первые заграничные спутники Эрмитажа, о создании которых объявлено после 2022 года. Последним проектом того периода развития Эрмитажа были планы открыть центр «Эрмитаж — Китай»: протокол о намерениях был подписан с китайской стороной в 2017 году. Этот центр, открытие которого намечалось на 2020-й, также должен был быть ориентирован на высокие технологии. Тогда осуществлению этого проекта помешала пандемия коронавируса. В 2023 году представители Китая заявили, что планы по созданию центра отложены на три года, но не отменены. С тех пор новостей не появлялось.

Другие спутники Эрмитажа находились в Западной Европе и США. Первым зарубежным филиалом стал «Эрмитаж-Амстердам» в столице Нидерландов, документы о создании которого были подписаны в 2001 году, а открытие состоялось в 2008-м. В 2022 году он разорвал отношения с петербургским «основателем» и сменил название на H’ART Museum. Представительства «Эрмитаж-Гуггенхайм» и «Эрмитажные комнаты» в течение семи лет работали в Лас-Вегасе и в Сомерсет-Хаусе в Лондоне, но их деятельность была свернута еще ранее. Научный и культурный центр «Эрмитаж-Италия» появился в 2007 году в Ферраре, в 2013-м он переехал в Венецию. Новостей о его текущем статусе нет. Наконец, неудачей обернулась попытка открыть центр в Барселоне, разговоры о котором велись с 2012 года. Согласование архитектурного проекта шло чрезвычайно трудно из-за сопротивления мэрии, а в 2022-м проект и вовсе был закрыт, породив судебные иски местных подрядчиков к городу.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+