18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Пас Эррасурис предложила публике «рискнуть посмотреть»

Пас Эрразурис, Маго Карман,Сантьяго/Фокусник Карман. «Сантьяго» из серии «Цирк». 1988.  Фото: Paz Errázuriz/Colecciones Fundación MAPFRE
Пас Эрразурис, Маго Карман,Сантьяго/Фокусник Карман. «Сантьяго» из серии «Цирк». 1988.
Фото: Paz Errázuriz/Colecciones Fundación MAPFRE
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Ретроспективу чилийского фотографа в Великобритании по праву можно назвать долгожданной: в феврале автору исполнился 81 год. В экспозицию под названием «Рискни посмотреть» входит 171 фотография — в них пять десятилетий творчества Пас Эррасурис

Фотограф-самоучка прославилась документальными циклами, в которых запечатлела жизнь маргинализированных сообществ в Чили, систематически бросая вызов социальным нормам и официальным нарративам. Хотя работы фотографа представлены в коллекциях Тейт, MoMA и Музея королевы Софии, до сих пор у нее не было персональной выставки в Великобритании. «Даже на закате жизни признание возможно, — комментирует сама художница. — Сколько нужно времени, чтобы женщину признали за ее вклад?»

Пас Эррасурис. «Черный демон». Из серии «Бойцы на ринге». 2000-2004  Фото: Paz Errázuriz/Colecciones Fundación MAPFRE
Пас Эррасурис. «Черный демон». Из серии «Бойцы на ринге». 2000-2004
Фото: Paz Errázuriz/Colecciones Fundación MAPFRE

Пас Эррасурис родилась в Сантьяго в 1944 году. Мечтам о художественном образовании не суждено было сбыться: родители настояли на том, чтобы дочь выучилась на педагога. В годы учебы Эррасурис всерьез задумалась о занятиях фотографией. «Я всегда мечтала о фотокамере, — вспоминает она. — Но я была просто студенткой и не могла себе этого позволить». Фотографировать она начала позже, вдохновленная отцом подруги, у которого была домашняя фотолаборатория.

Эррасурис быстро поняла, в какой сфере лежат ее предпочтения. «Я не снимаю пейзажи, — объясняет она. — Я пытаюсь достучаться до людей. И оказалось, что камера — лучший инструмент, которым я располагала».

Пас Эррасурис. «Мисс Пигги II, Сантьяго». Из серии «Цирк». 1984–1988 Фото: Paz Errázuriz/Colecciones Fundación MAPFRE
Пас Эррасурис. «Мисс Пигги II, Сантьяго». Из серии «Цирк». 1984–1988
Фото: Paz Errázuriz/Colecciones Fundación MAPFRE

После военного переворота 1973 года Пас Эррасурис потеряла работу преподавателя и полностью посвятила себя фотографии. Она стала одним из основателей Ассоциации независимых фотографов, призванной документировать политические изменения и поддерживать независимых фотографов. «Мы не принадлежали газетам. Мы были независимыми, — говорит Эррасурис. — Учились двигаться, следовать инстинктам. Когда опасность рядом, ты чуешь ее запах».

Фотограф описывает работу при диктатуре как «обучение высказываться метафорами». «Мы ничего не планировали нарочно, но так само собой получалось, что результат становился метафоричным».

Выставка «Рискни посмотреть« в MK Gallery.  Фото: MK Gallery
Выставка «Рискни посмотреть« в MK Gallery.
Фото: MK Gallery

Эррасурис известна своим терпеливым подходом к творчеству, требующим глубокого погружения в материал. «Никто не просил меня делать мою работу, — говорит она. — Я сама выстраивала свой путь. Я никогда не фотографирую человека сразу — я разговариваю, записываю, делаю заметки. Иногда на это уходят недели. Нужно терпение. Нужно быть одержимой».

Особой эмоциональной силой обладают проекты, в которых Эррасурис проводит длительные исследования интересующих ее сообществ. Один из самых трогательных — серия «Инфаркт души», в центре которой — пары, живущие в психиатрической больнице. Фотограф поселилась в заведении на несколько месяцев. «Фотография для этих людей стала актом щедрости, — вспоминает она. — Была пара, которая хотела пожениться. Когда я уезжала, я подарила им портрет. Они восприняли его как свидетельство о браке».

Выставка «Рискни посмотреть« в MK Gallery.  Фото: MK Gallery
Выставка «Рискни посмотреть« в MK Gallery.
Фото: MK Gallery

На вопрос о том, какой совет она дала бы себе в молодости, Пас Эррасурис отвечает: «Будь терпеливой. Ничто не приходит сразу. Нужно верить в то, что ты делаешь, и посвящать этому время».

MK Gallery
«Рискни посмотреть»
До 5 октября

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+