18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Пас Эррасурис предложила публике «рискнуть посмотреть»

Пас Эрразурис, Маго Карман,Сантьяго/Фокусник Карман. «Сантьяго» из серии «Цирк». 1988.  Фото: Paz Errázuriz/Colecciones Fundación MAPFRE
Пас Эрразурис, Маго Карман,Сантьяго/Фокусник Карман. «Сантьяго» из серии «Цирк». 1988.
Фото: Paz Errázuriz/Colecciones Fundación MAPFRE
134, сентябрь 2025
№134
Материал из газеты

Ретроспективу чилийского фотографа в Великобритании по праву можно назвать долгожданной: в феврале автору исполнился 81 год. В экспозицию под названием «Рискни посмотреть» входит 171 фотография — в них пять десятилетий творчества Пас Эррасурис

Фотограф-самоучка прославилась документальными циклами, в которых запечатлела жизнь маргинализированных сообществ в Чили, систематически бросая вызов социальным нормам и официальным нарративам. Хотя работы фотографа представлены в коллекциях Тейт, MoMA и Музея королевы Софии, до сих пор у нее не было персональной выставки в Великобритании. «Даже на закате жизни признание возможно, — комментирует сама художница. — Сколько нужно времени, чтобы женщину признали за ее вклад?»

Пас Эррасурис. «Черный демон». Из серии «Бойцы на ринге». 2000-2004  Фото: Paz Errázuriz/Colecciones Fundación MAPFRE
Пас Эррасурис. «Черный демон». Из серии «Бойцы на ринге». 2000-2004
Фото: Paz Errázuriz/Colecciones Fundación MAPFRE

Пас Эррасурис родилась в Сантьяго в 1944 году. Мечтам о художественном образовании не суждено было сбыться: родители настояли на том, чтобы дочь выучилась на педагога. В годы учебы Эррасурис всерьез задумалась о занятиях фотографией. «Я всегда мечтала о фотокамере, — вспоминает она. — Но я была просто студенткой и не могла себе этого позволить». Фотографировать она начала позже, вдохновленная отцом подруги, у которого была домашняя фотолаборатория.

Эррасурис быстро поняла, в какой сфере лежат ее предпочтения. «Я не снимаю пейзажи, — объясняет она. — Я пытаюсь достучаться до людей. И оказалось, что камера — лучший инструмент, которым я располагала».

Пас Эррасурис. «Мисс Пигги II, Сантьяго». Из серии «Цирк». 1984–1988 Фото: Paz Errázuriz/Colecciones Fundación MAPFRE
Пас Эррасурис. «Мисс Пигги II, Сантьяго». Из серии «Цирк». 1984–1988
Фото: Paz Errázuriz/Colecciones Fundación MAPFRE

После военного переворота 1973 года Пас Эррасурис потеряла работу преподавателя и полностью посвятила себя фотографии. Она стала одним из основателей Ассоциации независимых фотографов, призванной документировать политические изменения и поддерживать независимых фотографов. «Мы не принадлежали газетам. Мы были независимыми, — говорит Эррасурис. — Учились двигаться, следовать инстинктам. Когда опасность рядом, ты чуешь ее запах».

Фотограф описывает работу при диктатуре как «обучение высказываться метафорами». «Мы ничего не планировали нарочно, но так само собой получалось, что результат становился метафоричным».

Выставка «Рискни посмотреть« в MK Gallery.  Фото: MK Gallery
Выставка «Рискни посмотреть« в MK Gallery.
Фото: MK Gallery

Эррасурис известна своим терпеливым подходом к творчеству, требующим глубокого погружения в материал. «Никто не просил меня делать мою работу, — говорит она. — Я сама выстраивала свой путь. Я никогда не фотографирую человека сразу — я разговариваю, записываю, делаю заметки. Иногда на это уходят недели. Нужно терпение. Нужно быть одержимой».

Особой эмоциональной силой обладают проекты, в которых Эррасурис проводит длительные исследования интересующих ее сообществ. Один из самых трогательных — серия «Инфаркт души», в центре которой — пары, живущие в психиатрической больнице. Фотограф поселилась в заведении на несколько месяцев. «Фотография для этих людей стала актом щедрости, — вспоминает она. — Была пара, которая хотела пожениться. Когда я уезжала, я подарила им портрет. Они восприняли его как свидетельство о браке».

Выставка «Рискни посмотреть« в MK Gallery.  Фото: MK Gallery
Выставка «Рискни посмотреть« в MK Gallery.
Фото: MK Gallery

На вопрос о том, какой совет она дала бы себе в молодости, Пас Эррасурис отвечает: «Будь терпеливой. Ничто не приходит сразу. Нужно верить в то, что ты делаешь, и посвящать этому время».

MK Gallery
«Рискни посмотреть»
До 5 октября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+