18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Копия верна? 100 художников интерпретируют шедевры Лувра

Нина Чилдресс. Dame after Clouet. 2025. Фото: Pompidou Center Metz
Нина Чилдресс. Dame after Clouet. 2025.
Фото: Pompidou Center Metz
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

В Центре Помпиду в Меце проходит выставка с уникальной концепцией: современных художников пригласили создать новые работы на основе произведений из Лувра. Результат превзошел ожидания: многие прототипы изменены до неузнаваемости

«Разве не прекрасно было бы писать так, будто бы никакой живописи никогда не существовало?» — сказал однажды Поль Сезанн. И тот же самый Сезанн называл Лувр «книгой, по которой мы учимся читать». В июне в Центре Помпиду в Меце открылась групповая выставка «Копиисты», в основе замысла которой лежит именно эта захватывающая двойственность. Директор музея Кьяра Паризи предложила сотне художников скопировать любой экспонат Лувра на их выбор, как это делали художники на протяжении веков, но с одним условием: в итоге они должны создать совершенно новое произведение. При этом никак не уточнялось, что именно следует понимать под термином «копия» в XXI веке.

К удивлению Паризи, все 100 авторов приняли ее предложение. Среди участников проекта самые разные современные художники — от Риты Аккерманн и Дань Во до Гленна Лигона и Мухаммеда Буруиссы.

Вторым сюрпризом стало то, насколько творчески художники отнеслись к заданию: Паризи называет их решения «дьявольскими». Куратор рассказывает: «Они удивили нас своими интерпретациями, изяществом, с которым они перевернули все с ног на голову — картины превратились в скульптуры и наоборот».

Выставка «Копиисты». Центр Помпиду в Меце.  Фото: Marc Domage/Pompidou Center Metz
Выставка «Копиисты». Центр Помпиду в Меце.
Фото: Marc Domage/Pompidou Center Metz

Некоторые из художников предпочли сосредоточиться на одном произведении и скопировать его сравнительно традиционным образом. «Портрет графини дель Карпио, маркизы де ла Солана» Жан-Филиппа Дельомма, созданный по мотивам одноименной картины Франсиско Гойи, приблизительно на треть меньше оригинала и прописан более экспрессивно, но его замысел безошибочно угадывается по композиции и палитре. Янь Пэймин кадрировал картину Рембрандта «Купание Вирсавии», сосредоточив внимание на служанке, стоящей на коленях у ног героини. Первоисточник столь же узнаваем, как и фирменная серая палитра и экспрессивная растушевка французского художника китайского происхождения.

Другие же предпочли подойти к заданию совершенно иначе. Французский художник Тео Кашиани выбрал в качестве основы для цифровой работы целую галерею — сводчатый бальный Зал кариатид, где экспонируются греческие мраморы и римские копии. «Домашний алтарь» Томаса Хиршхорна посвящен «Завтраку» Франсуа Буше, точнее, бумажной репродукции, наклеенной на деревянную основу. Художник нашел ее у мусорных баков неподалеку от своей парижской квартиры 40 лет назад и с тех пор очень дорожит ею. Для выставки он поместил репродукцию в деревянный алтарь с цветами, зеркалом, свечами и благовониями.

Выставка «Копиисты». Центр Помпиду в Меце.  Фото: Marc Domage/Pompidou Center Metz
Выставка «Копиисты». Центр Помпиду в Меце.
Фото: Marc Domage/Pompidou Center Metz

В Меце экспонируются только современные «копии», оригиналы остались в Париже. Кураторы выбрали свободный дизайн выставки, вдохновившись подходом венецианского архитектора-бунтаря Карло Скарпы, знаменитого неожиданными параллелями. «Для этой выставки была важна — буквально, на идеологическом уровне — свобода, а точнее, свобода и ограничение», — объясняет сокуратор Донатьен Грау, отвечающий в Лувре за программы современного искусства.

По списку экспонатов видно, что некоторые художники пришли в одну и ту же точку. Неоднократно появляется Делакруа: разные авторы обращаются к его работам, в частности к шедевру 1830 года «Свобода, ведущая народ». Часто выбирали и Шардена — Грау объясняет это тем, что французский мастер XVIII века служил своего рода мостом между нидерландской традицией натюрморта и модернистскими идеями в живописи.

Выставка «Копиисты». Центр Помпиду в Меце.  Фото: Marc Domage/Pompidou Center Metz
Выставка «Копиисты». Центр Помпиду в Меце.
Фото: Marc Domage/Pompidou Center Metz

В идее преемственности между поколениями художников, даже в тех случаях, когда новое стремится порвать со старым, и заключается суть выставки. Бюро копиистов существует в Лувре с момента основания музея в 1793 году. Каждый год 90 художников получают разрешение на протяжении трех месяцев, в часы работы музея, создавать копию одного из экспонатов. Процесс строго контролируется, чтобы не допустить производства подделок: холсты штампуют и нумеруют, а копия обязательно должна быть больше или меньше оригинала на одну пятую. В музей приходят заявки со всего мира. Копирование уже не имеет того же значения, что имело в XVIII веке, но это делает бюро не анахронизмом, а частью живого наследия. Его существование, скорее, подчеркивает преемственность и обмен между прошлым и настоящим.

Кьяра Паризи изучала искусствоведение в Италии. По словам Донатьена Грау, в этой стране «история современного искусства отсчитывается с конца XV века». Грау отмечает, что их кураторский тандем не признает строгой границы между наследием и созиданием. Они надеются, что выставка «Копиисты» станет своего рода метавселенной, альтернативным Лувром, коллективно придуманным сотней живых умов.

Центр Помпиду в Меце
«Копиисты»
До 2 февраля 2026

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+