18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Копия верна? 100 художников интерпретируют шедевры Лувра

Нина Чилдресс. Dame after Clouet. 2025. Фото: Pompidou Center Metz
Нина Чилдресс. Dame after Clouet. 2025.
Фото: Pompidou Center Metz
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

В Центре Помпиду в Меце проходит выставка с уникальной концепцией: современных художников пригласили создать новые работы на основе произведений из Лувра. Результат превзошел ожидания: многие прототипы изменены до неузнаваемости

«Разве не прекрасно было бы писать так, будто бы никакой живописи никогда не существовало?» — сказал однажды Поль Сезанн. И тот же самый Сезанн называл Лувр «книгой, по которой мы учимся читать». В июне в Центре Помпиду в Меце открылась групповая выставка «Копиисты», в основе замысла которой лежит именно эта захватывающая двойственность. Директор музея Кьяра Паризи предложила сотне художников скопировать любой экспонат Лувра на их выбор, как это делали художники на протяжении веков, но с одним условием: в итоге они должны создать совершенно новое произведение. При этом никак не уточнялось, что именно следует понимать под термином «копия» в XXI веке.

К удивлению Паризи, все 100 авторов приняли ее предложение. Среди участников проекта самые разные современные художники — от Риты Аккерманн и Дань Во до Гленна Лигона и Мухаммеда Буруиссы.

Вторым сюрпризом стало то, насколько творчески художники отнеслись к заданию: Паризи называет их решения «дьявольскими». Куратор рассказывает: «Они удивили нас своими интерпретациями, изяществом, с которым они перевернули все с ног на голову — картины превратились в скульптуры и наоборот».

Выставка «Копиисты». Центр Помпиду в Меце.  Фото: Marc Domage/Pompidou Center Metz
Выставка «Копиисты». Центр Помпиду в Меце.
Фото: Marc Domage/Pompidou Center Metz

Некоторые из художников предпочли сосредоточиться на одном произведении и скопировать его сравнительно традиционным образом. «Портрет графини дель Карпио, маркизы де ла Солана» Жан-Филиппа Дельомма, созданный по мотивам одноименной картины Франсиско Гойи, приблизительно на треть меньше оригинала и прописан более экспрессивно, но его замысел безошибочно угадывается по композиции и палитре. Янь Пэймин кадрировал картину Рембрандта «Купание Вирсавии», сосредоточив внимание на служанке, стоящей на коленях у ног героини. Первоисточник столь же узнаваем, как и фирменная серая палитра и экспрессивная растушевка французского художника китайского происхождения.

Другие же предпочли подойти к заданию совершенно иначе. Французский художник Тео Кашиани выбрал в качестве основы для цифровой работы целую галерею — сводчатый бальный Зал кариатид, где экспонируются греческие мраморы и римские копии. «Домашний алтарь» Томаса Хиршхорна посвящен «Завтраку» Франсуа Буше, точнее, бумажной репродукции, наклеенной на деревянную основу. Художник нашел ее у мусорных баков неподалеку от своей парижской квартиры 40 лет назад и с тех пор очень дорожит ею. Для выставки он поместил репродукцию в деревянный алтарь с цветами, зеркалом, свечами и благовониями.

Выставка «Копиисты». Центр Помпиду в Меце.  Фото: Marc Domage/Pompidou Center Metz
Выставка «Копиисты». Центр Помпиду в Меце.
Фото: Marc Domage/Pompidou Center Metz

В Меце экспонируются только современные «копии», оригиналы остались в Париже. Кураторы выбрали свободный дизайн выставки, вдохновившись подходом венецианского архитектора-бунтаря Карло Скарпы, знаменитого неожиданными параллелями. «Для этой выставки была важна — буквально, на идеологическом уровне — свобода, а точнее, свобода и ограничение», — объясняет сокуратор Донатьен Грау, отвечающий в Лувре за программы современного искусства.

По списку экспонатов видно, что некоторые художники пришли в одну и ту же точку. Неоднократно появляется Делакруа: разные авторы обращаются к его работам, в частности к шедевру 1830 года «Свобода, ведущая народ». Часто выбирали и Шардена — Грау объясняет это тем, что французский мастер XVIII века служил своего рода мостом между нидерландской традицией натюрморта и модернистскими идеями в живописи.

Выставка «Копиисты». Центр Помпиду в Меце.  Фото: Marc Domage/Pompidou Center Metz
Выставка «Копиисты». Центр Помпиду в Меце.
Фото: Marc Domage/Pompidou Center Metz

В идее преемственности между поколениями художников, даже в тех случаях, когда новое стремится порвать со старым, и заключается суть выставки. Бюро копиистов существует в Лувре с момента основания музея в 1793 году. Каждый год 90 художников получают разрешение на протяжении трех месяцев, в часы работы музея, создавать копию одного из экспонатов. Процесс строго контролируется, чтобы не допустить производства подделок: холсты штампуют и нумеруют, а копия обязательно должна быть больше или меньше оригинала на одну пятую. В музей приходят заявки со всего мира. Копирование уже не имеет того же значения, что имело в XVIII веке, но это делает бюро не анахронизмом, а частью живого наследия. Его существование, скорее, подчеркивает преемственность и обмен между прошлым и настоящим.

Кьяра Паризи изучала искусствоведение в Италии. По словам Донатьена Грау, в этой стране «история современного искусства отсчитывается с конца XV века». Грау отмечает, что их кураторский тандем не признает строгой границы между наследием и созиданием. Они надеются, что выставка «Копиисты» станет своего рода метавселенной, альтернативным Лувром, коллективно придуманным сотней живых умов.

Центр Помпиду в Меце
«Копиисты»
До 2 февраля 2026

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+