18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

«Шедевры ранней фотографии» в ЦВК Béton: от фотоминиатюр до стереосъемки

Генри Робинсон. «Летний вечер». 1860-е. Фрагмент.  Фото: ЦВК Béton
Генри Робинсон. «Летний вечер». 1860-е. Фрагмент.
Фото: ЦВК Béton

Центр визуальной культуры Béton показывает уникальные фотографии, созданные в период с 1840-х по 1860-е годы, в том числе фотоальбом с Всероссийской этнографической выставки 1867 года и интерьеры дворца Зинаиды Юсуповой в эффекте 3D

Редкие снимки зарубежных и отечественных фотографов XIX века, большая часть которых экспонируется впервые, показывают на выставке «Шедевры ранней фотографии. 1840-е — 1860-е» в Центре визуальной культуры Béton.

Проект, рассказывающий об эпохе формирования визуального языка фотографии, откроется 29 августа и продлится до 16 ноября. Béton продемонстрирует более 70 произведений из собственной коллекции авторства Роберта Адамсона, Эдуарда Бальдю, Гюстава Ле Грея, Анри Ле Сека, Дэвида Хилла, Степана Вишневского и Гаврилы Рюмина. Сегодня их работы входят и в частные коллекции, и в собрания ведущих мировых музеев: например, Метрополитен-музея и МоМА в Нью-Йорке, Национальной библиотеки Франции в Париже и Музея Джорджа Истмена в Рочестере.

На начальном этапе развития фотографии ключевой областью ее применения был сбор информации об окружающем мире, будь то умиротворенный загородный ландшафт, облик оживленного города, сцены фронтовой жизни или быт далеких чужестранцев. Фотография помогала ученым решать топографические и инженерные задачи, художникам замещала натуру, а путешественники могли составить свой маршрут заранее, ведь заморские красоты можно было сначала увидеть дома.

Ле Грей. «Бриг на воде». 1856. Фото: ЦВК Béton
Ле Грей. «Бриг на воде». 1856.
Фото: ЦВК Béton

На заре своего развития фотография и авторы, ею занимавшиеся, показывали, что она вполне может конкурировать с живописью. К концу XIX века сформировалось такое художественное направление, как пикториализм (от англ. pictorial — «живописный»). Пикториалисты экспериментировали с композицией, светом, резкостью и обработкой негативов. Марина французского мастера Гюстава Ле Грея «Бриг на воде», положившая начало фотомонтажу в пейзажной фотографии, демонстрирует развитие жанра. Морские изображения Ле Грея были сенсацией, поскольку сочетали и техническое мастерство, и художественную поэтичность. Большинство фотографов того времени считали невозможным достигнуть нужной выдержки пейзажа и неба одновременно, однако Ле Грею удалось решить эту проблему. На одном листе бумаги он печатал два негатива: один — с выдержкой для моря, другой — для неба. Нередко пейзаж приходилось собирать из двух снимков, сделанных в разное время и в разных местах.

Scowen & Co. «Портрет девушки. Цейлон». 1870-е. Фото: ЦВК Béton
Scowen & Co. «Портрет девушки. Цейлон». 1870-е.
Фото: ЦВК Béton

Экспозиция богата и на ранние портреты. Посетители ЦВК Béton могут увидеть смуглых девушек с экзотического острова Цейлон (нынешняя Шри-Ланка) от Scowen & Co, а также горделивую калмыцкую княгиню, татарина, персиянку и болгарку в национальных нарядах из альбома «Виды и типы Астраханской губернии» (1866) Степана Вишневского. Его работы были представлены в 1867 году на Всероссийской этнографической выставке в московском Манеже. Грандиозный проект позволил москвичам познакомиться с жизнью в разных уголках огромной Российской империи, о большинстве которых они не имели представления.

На архитектурную фотографию старых мастеров тоже стоит обратить внимание. На пожелтевших снимках вырисовываются площадь Святого Марка и Гранд-канал в Венеции, снятые Карло Понти, украшенная барельефами из трехцветного мрамора кампанила Джотто во Флоренции, запечатленная братьями Алинари, и могучий Акрополь в Афинах, увиденный Димитрисом Константино. Особый интерес представляют раскрашенные вручную стереодагеротипы фотоателье «Т.Шнайдер и сыновья», изображающие пышно оформленные интерьеры дворца Зинаиды Юсуповой на Литейном проспекте в Петербурге.

Карло Понти. «Вид на площадь Сан-Марко, снятый с острова Сан-Джорджо-Маджоре». 1865. Фото: ЦВК Béton
Карло Понти. «Вид на площадь Сан-Марко, снятый с острова Сан-Джорджо-Маджоре». 1865.
Фото: ЦВК Béton

Стереофотосъемка производилась одновременно с двух и более ракурсов, в результате снимки приобретали визуальный объем и глубину — своеобразный 3D-эффект.

Появившиеся в то время работы создавались впервые как в сюжетном, так и в техническом плане. Поэтому собранные на выставке снимки можно считать уникальным свидетельством зарождения совершенно разных направлений фотоискусства.

Центр визуальной культуры Béton
«Шедевры ранней фотографии. 1840-е — 1860-е»
29 августа — 16 ноября

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+