18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Новая руководительница намерена реформировать берлинские музеи

Главой Фонда прусского культурного наследия стала Марион Аккерман, прежде заведовавшая Государственными художественными собраниями Дрездена.  Фото: Bernd von Jutrczenka/dpa/ТАСС
Главой Фонда прусского культурного наследия стала Марион Аккерман, прежде заведовавшая Государственными художественными собраниями Дрездена.
Фото: Bernd von Jutrczenka/dpa/ТАСС
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Главой Фонда прусского культурного наследия впервые за 68 лет его существования стала женщина. Назначение Марион Аккерман, сменившей на руководящем посту Германа Парцингера, пришлось на весьма турбулентное для этой структуры время

Фонд прусского культурного наследия в Берлине — целая империя, объединяющая 2,4 тыс. работников и 25 библиотек, архивов, исследовательских институтов и музеев, в которых хранится более 5 млн экспонатов. Это самая крупная в Германии музейная организация, которая сейчас переживает период потрясений. Недавно ее возглавила Марион Аккерман, прежде заведовавшая Государственными художественными собраниями Дрездена — тоже очень крупным учреждением, включающим в себя 15 институций с коллекциями мирового уровня.

В Берлине Аккерман сменила на руководящем посту Германа Парцингера, ушедшего на пенсию после 17 лет работы в должности президента фонда (известного под немецкой аббревиатурой SPK). Аккерман приступила к обязанностям через два месяца после того, как правительство и федеральные земли договорились об увеличении финансирования фонда, и через полгода после того, как парламент одобрил реформу, призванную оптимизировать «дисфункциональную» структуру SPK.

Никто, впрочем, не возьмется утверждать, что эти шаги, хотя и важные, избавят фонд от всех проблем. Тем более сама Аккерман, которая одной из главных считает отставание в строительстве. «У нас огромный объем по тому, что касается стройки: некоторые проекты нужно завершить в срок, другие еще только предстоит начать», — рассказала она The Art Newspaper.

Фонд, учрежденный в 1957 году для управления важнейшими художественными коллекциями Западного Берлина, после падения Берлинской стены в основном сосредоточился на объединении коллекций Западной и Восточной Германии и преобразовании музейного ландшафта города, реализуя такие крупные проекты, как реконструкция Музейного острова, который в этом году отмечает 200-летие.

Реновация Пергамского музея началась в 2012 году. Ее планировалось завершить в 2019-м, но полное открытие музея теперь ожидается только в 2037-м. Расходы, соответственно, возросли: по последней оценке, смета составляет около €1,5 млрд. «Основная часть Пергамского музея откроется в начале 2027 года, — обещает Аккерман. — Это будет грандиозное событие».

В том же году должно завершиться строительство Берлин Модерн — нового музея искусства XX века по проекту архитектурного бюро Herzog & de Meuron, стоимость которого утроилась с момента первоначального замысла. Многие другие объекты, находящиеся в ведении SPK, нуждаются в срочной реновации. Аккерман отмечает, что разработка плана реставрации для Старого музея — пятого и последнего на Музейном острове, который активно обновляется, — начнется, вероятно, еще до завершения работ в Пергамском музее. Тем временем разрабатывается и проект срочной реновации здания Государственной библиотеки на Потсдамской площади, а в юго-восточной части Берлина строится новое музейное хранилище.

В марте уходящее правительство ФРГ и 16 земель подписали новое соглашение, которое вступит в силу в январе 2026 года. Ежегодное финансирование фонда увеличится на 10% — до €130 млн, при этом 75% будет поступать от федерального правительства и 25% — от федеральных земель; такую пропорцию можно считать признанием огромной роли, которую берлинские музеи играют на национальном уровне.

Названная сумма составляет менее трети бюджета SPK, в 2023 году достигавшего €415 млн. Тогда федеральные власти и земли выделяли средства разово для конкретных проектов, причем первые перечислили также €114 млн на строительные проекты. «Я очень рада, что федеральное правительство и земли объединились, чтобы поддержать Фонд прусского культурного наследия. Но финансовая ситуация остается сложной, поэтому нам потребуется дополнительная помощь», — выражает озабоченность Марион Аккерман.

Что касается приоритетных задач, то от нового главы SPK ждут прежде всего плавной реализации одобренного бундестагом 31 января закона о реформировании запутанной структуры. Парцингер уже заявил, что реформы, которые вступают в силу в декабре, помогут фонду стать «более современным, более эффективным, более синергетическим и быстрее реагирующим».

Попечительский совет SPK будет сокращен с 20 до 9 человек. Президент возглавит исполнительный совет, состоящий из 7 представителей институтов фонда. Руководители высшего звена больше не будут государственными служащими, с ними заключат срочные контракты. Один из уровней иерархии — Берлинские государственные музеи — упразднен. Ключевым следствием этой реформы стало повышение уровня автономии для отдельных музеев, которые теперь будут самостоятельно управлять своими кадрами и бюджетами. «Избавление от среднего уровня бюрократии стало революцией и огромным облегчением, — уверена Аккерман. — Отдельные учреждения должны иметь возможность блистать».

Среди приоритетов — и усиление работы SPK в области образования и коммуникаций. «У нас недостаточно оснащения для этого, и поэтому мы работаем не на том уровне, как другие институции такого же масштаба и значения, — сожалеет президент фонда. — Я стараюсь не только искать государственное финансирование, но и планирую обратиться за поддержкой к частным лицам и компаниям, особенно в этих областях — образовании и коммуникациях, причем не только в Берлине и Германии, но и по всему миру».

По словам Аккерман, она также занимается вопросом увеличения посещаемости. В 2023 году музеи SPK посетило 4,4 млн человек (2,6 млн из них побывали на Музейном острове), тем не менее ни один из берлинских музеев не попал в ежегодный рейтинг 100 самых посещаемых музеев по версии The Art Newspaper за 2024 год. «Я постоянно думаю о том, почему коллекции берлинских музеев не привлекают столько же посетителей, сколько, например, Лувр, — говорит она. — Париж, конечно, больше Берлина, и общее число туристов в этих городах несопоставимо, но в чем еще причина? Мне хотелось бы это выяснить. Нам нужно больше работать на аудиторию, а также нацеливаться на конкретные группы и продвигать долгосрочные проекты. Мы должны увеличить число посетителей».

Руководитель SPK уверена, что опыт работы в Дрездене хорошо подготовил ее к новой должности, которая, однако, «намного сложнее», ведь «умение выстраивать коммуникацию с властями тут играет большую роль». «Одним из главных вызовов для меня станет управление собственной энергией и ресурсами, — полагает Аккерман. — Это будет вопрос расстановки приоритетов и поиска оптимального ритма». 

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+