18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

На выставке в Тарусе соединились обаятельный ширпотреб и неформальное искусство

Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.  Фото: Ольга Добролюбова
Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.
Фото: Ольга Добролюбова

Художник и собиратель артефактов советской швейной промышленности Александр Петлюра открыл в Тарусе выставку «Я — исследователь человеческих отходов», продемонстрировал редкие галстуки и выпустил коллекцию кутюрных семейников

Легенда московского андерграунда и почетный тарусский неформал Александр Петлюра отметил 70-летие выставкой «Я — исследователь человеческих отходов». За плечами художника — организация сквота «Заповедник искусств на Петровском бульваре» и отвязных дефиле в духе «арт + фешен», но делом жизни для него стало собирание коллекции винтажной одежды и разных удивительных вещиц, которые он находил на блошиных рынках, по помойкам и в заброшенных домах. Кому-то вся эта «мода из комода» могла показаться просто барахлом, но Петлюра знал, что делает: из его находок была составлена не одна музейная выставка.

Легенда московского андерграунда и почетный тарусский неформал Александр Петлюра отметил 70-летие выставкой «Я — исследователь человеческих отходов». Фото: Ольга Добролюбова
Легенда московского андерграунда и почетный тарусский неформал Александр Петлюра отметил 70-летие выставкой «Я — исследователь человеческих отходов».
Фото: Ольга Добролюбова

Новая выставка проходит хоть и не в музее, но в доме с более чем вековой историей на улице Луначарского, 9/7, в Тарусе. Некто Иванов — купец и коллежский асессор — возвел его в 1890-х годах. В советское время дом превратился в коммуналку, а в наше — оказался под угрозой сноса, но в итоге попал в руки дизайнера интерьеров Анастасии Монастыревой и предпринимателя Дмитрия Паршина — они его отреставрируют и сделают внутри гостевые номера. Пока же полуразваленное строение заполонили найденные в Тарусе черепа и баяны, кровати и велосипеды, старинные курительные трубки и бог знает что еще.

Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.  Фото: Ольга Добролюбова
Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.
Фото: Ольга Добролюбова

Ковры в этой тотальной инсталляции переползли повыше, на потолок, а по стенам заплясали как будто бы тени местных жителей, от которых остались одни прикиды (например, футболка с надписью «Михалыч 77», джинсовая мини-юбка и лаковые сапожки). Самого себя Петлюра объективировал в виде манекена в мундире, с лентой «Ветеран труда» и с нахлобученной на голову пластиковой короной. Но главный экспонат здесь — то самое зефирно-розовое платье, в котором любимая его модель пани Броня (пожилая жительница расселенного дома на Петровском бульваре, которую он взял под свое крыло) одержала победу в конкурсе «Альтернативная мисс Вселенная» — дело было в Лондоне в 1998 году.

Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.  Фото: Ольга Добролюбова
Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.
Фото: Ольга Добролюбова

За время работы выставки ее зачинщик несколько раз демонстрировал свои сокровища, выуживая их из старых чемоданов и сопровождая показы рассказами и шутками-прибаутками. В один день это были разные диковинные вешалки, в другой — трости, но особый зрительский восторг вызвали трусы, включая ослепляющие блеском пайеток стринги Валерия Леонтьева (когда-то они были украдены костюмершей прямо из гримерки народного артиста). Затем настал черед советских галстуков: и с узорами из олимпийских мишек, и украшенных искусными вышивками, и деревянных, и клеенчатых, и просто по-своему чудных и обаятельных.

Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.  Фото: Алиса Рудакова-Кашуро
Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.
Фото: Алиса Рудакова-Кашуро

Постсоветские 1990-е, в свою очередь, подарили миру беззастенчиво ширпотребные галстуки с изображением инструкции по их же завязыванию, а еще — в виде мужского полового органа или селедки. Всего не перечислишь, ведь это лишь малая часть из пятитысячной коллекции. Последняя тематическая встреча пройдет в ближайшую субботу, 23 августа, в 17 часов. Она будет посвящена «загадочному насекомому, которое любит вещи больше, чем человек» (но едва ли больше, чем сам Петлюра). Тогда же состоится аукцион-распродажа предметов, вошедших и не вошедших в экспозицию.

Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.  Фото: Надежда Бушуева
Выставка «Я — исследователь человеческих отходов» в Тарусе.
Фото: Надежда Бушуева

Но вернемся к теме исподнего. Дело в том, что Александр Петлюра совместно с брендом Papa’s Pants создал кутюрные семейники, которые годятся и для господ, и для дам. Первый тираж «Трусов Тарусы», который практически сразу разлетелся, был пошит из цветастых советских ситцев, спасенных из сгоревшего дома в деревне Романовка Тарусского района, — отрезы были обожжены по краям и пахли гарью. На подходе — новая коллекция, на которую были пущены винтажные ткани из петлюровских запасов.

Таруса, Луначарского, 9/7
«Я — исследователь человеческих отходов»
До 23 августа

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+