18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Manifesta 17 пройдет в 2028 году в Португалии

Инсталляция Берио Молина Dislocación (2022). Монастырь Санта-Клара-а-Нова, Коимбра, Португалия, Фестиваль Anozero‘24. Фото: Jorge das Neves/Anozero/Bienal de Coimbra
Инсталляция Берио Молина Dislocación (2022). Монастырь Санта-Клара-а-Нова, Коимбра, Португалия, Фестиваль Anozero‘24.
Фото: Jorge das Neves/Anozero/Bienal de Coimbra

Пока в немецкой Рурской области готовится Manifesta 16, команда европейской биеннале уже объявила следующую точку, где пройдет кочевой арт-смотр. 17-я Manifesta состоится в Коимбре, старинном португальском городе между Лиссабоном и Порту

Европейская биеннале Manifesta 17 пройдет в Португалии. Эпицентром арт-действий станет старинный город Коимбра, главной достопримечательностью которого является университет, основанный в 1290 году и успешно работающий по сию пору. В 2013 году одно из старейших образовательных учреждений Европы внесли в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Инициатором заявки и сотрудничества с Manifesta выступил директор коимбрской биеннале современного искусства Anozero, организованной в 2015 году в партнерстве с городским советом и университетом.

«Проведение Manifesta в 2028 году станет поистине переломным моментом для города и региона, который позволит Коимбре утвердиться в качестве центра современного творчества, критического мышления и европейского диалога. Manifesta, одним из ключевых центров которой будет улица Руа-да-София, укрепляет нашу приверженность культуре и открытости миру», — поддержал инициативу мэр города Жозе Мануэл Силва.

В сентябре 2025 года в Коимбре официально подпишут все соглашения, связанные с проведением 17-й биеннале Manifesta.

«Manifesta вступает в новую фазу межкультурного сотрудничества в рамках европейского художественного и архитектурного ландшафта, сотрудничая с биеннале Anozero, которая проходит в Коимбре. Мы искренне приветствуем сотрудничество между учреждениями, сообществами и художниками — за ними будущее мира искусства», — уверена директор биеннале Хедвиг Фейен.

Каждые два года Manifesta, стартовавшая в 1996-м в Роттердаме, переезжает в новый европейский город или регион. В прошлом году 15-я европейская биеннале состоялась в испанской Барселоне и еще десяти каталонских городах; ее куратор Филипа Оливейра сформулировала тему — «Воображаемое будущее». С начала следующего лета и до начала октября биеннале состоится в Рурской области, где в центре внимания будет судьба промышленного региона, сильно пострадавшего в ходе Второй мировой войны и после реконструированного, что изменило городскую среду. Одной из острых тем художественных исследований станет проблема закрытия тысяч церквей в Германии. Куратор Жозеп Боигас планирует использовать опустевшие храмы в качестве культурных и общественных площадок и переосмыслить эти пространства в условиях меняющейся реальности.

В фокусе 17-й Manifesta в португальской Коимбре, вероятно, будет будущее местного научного сообщества. Треть жителей города — студенты, преподаватели и другие работники университета. Сейчас в Коимбре, которая в Средние века была столицей Португальского королевства, проживает чуть больше 100 тыс. человек. Считается, что прообразом фантастического Хогвартса у Джоан Роулинг в книгах о Гарри Поттере стала именно Коимбра: в начале 1990-х писательница жила в Порту и не раз бывала в этих местах.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+