18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

У Бориса Мессерера свои счеты со временем

Выставка Бориса Мессерера  «Калейдоскоп времени». Фото: ММОМА
Выставка Бориса Мессерера «Калейдоскоп времени».
Фото: ММОМА
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Выставка в Московском музее современного искусства подчеркивает полифонию творческих интересов, жанров и техник знаменитого художника, а центральная инсталляция в виде мельницы приобретает новое звучание

Борис Мессерер, которому в марте исполнилось 92 года, за свою насыщенную жизнь, кажется, не прошел мимо ни одного жанра. Сложно поверить, что полторы сотни работ, представленных на выставке «Калейдоскоп времени» в Московском музее современного искусства (ММОМА) на Гоголевском бульваре, принадлежат руке одного автора. Яркие сценографии и тихие акварели, абстракции, походящие на храмовые витражи, и фигуративные портреты авангардного толка, темные мистические офорты и легкие, наполненные светом натюрморты — все это Мессерер.

Выставка Бориса Мессерера  «Калейдоскоп времени». Фото: ММОМА
Выставка Бориса Мессерера «Калейдоскоп времени».
Фото: ММОМА

Кажется, творческий метод художника — сознательный уход от узнаваемого почерка, лицедейство, заложенное и генетикой (его отец Асаф Мессерер — балетмейстер, мать Анель Судакевич — актриса, двоюродная сестра — Майя Плисецкая), и самой эпохой. ХХ век, как никакой другой, богат художественными стратегиями и направлениями. На его заре авангардисты меняли стили как перчатки, поиск стал приметой времени, и, похоже, эта примета оказала решающее влияние на художника, который учился у Александра Дейнеки, Артура Фонвизина, Бориса Мезенцева и работал бок о бок с Виктором Элькониным.

Центральное место на выставке заняла инсталляция «Мельница», разместившаяся в большом зале бывшего особняка Нарышкиных. Реквием по Венедикту Ерофееву, созданный четверть века назад, спустя время звучит иначе. Крылья мельницы, сделанные из старомодных канцелярских счетов, вращаются, гремя деревянными костяшками, а у подножия, на столе, из 2 тыс. бутылок торчат обгорелые, будто только что потушенные церковные свечи. Посвящение автору книги «Москва — Петушки», частому гостю мастерской Мессерера, — не только о писателе и его эпохе. C высоты исторической дистанции на первый план, помимо идеи донкихотской борьбы с ветряными мельницами, выходит цикличность истории. «Метроном», отчитывающий (это же счеты!) последние часы советской власти, отбрасывает острые тени на стены, становясь заглавным образом калейдоскопа эпох.

Выставка Бориса Мессерера  «Калейдоскоп времени». Фото: ММОМА
Выставка Бориса Мессерера «Калейдоскоп времени».
Фото: ММОМА

Среди работ разных жанров наиболее мощное впечатление производит переход от нежных акварелей, написанных в Тарусе, которую Борис Асафович называет своей малой родиной (в детстве он ездил туда отдыхать с родителями, потом в студенчестве — сам, позже часто бывал с женой Беллой Ахмадулиной), к масштабным и угловатым холстам с изображением балерин и интерьеров. Изнанка театральной жизни, которую Мессерер наблюдал с юных лет, обретает здесь жесткую геометрию. Пачки балерин, кажется, вот-вот превратятся в супрематические фигуры, тонкие шеи танцовщиц и темные прорези глаз напоминают стиль Амедео Модильяни, который, упрощая оболочку, стремился заглянуть в самую суть души.

Точкой отсчета цикла стал конец 1960-х, когда Мессерер совместно с Львом Збарским занимался оформлением книги историка балета и педагога Николая Эльяша «Поэзия танца». Сделанные в то время натурные зарисовки вылились в серию, последние холсты для которой созданы в текущем десятилетии. Среди этих муз, написанных внутри повсе­дневного интерьера, есть несколько портретов Беллы Ахмадулиной. Поэтесса удивительным образом одновременно мимикрирует под окружающую обстановку и царствует над ней, глядя на зрителя томным печальным взором. Картину строят черно-белые полосы, обнажающие диалог между материальным и духовным, декоративностью и естеством.

Выставка Бориса Мессерера  «Калейдоскоп времени». Фото: ММОМА
Выставка Бориса Мессерера «Калейдоскоп времени».
Фото: ММОМА

На таких контрастах построен весь «Калейдоскоп времени», где зритель то попадает в зону света, то проваливается во тьму. Финальная точка обманчива: темные офорты становятся портретами вещей — погашенных масляных ламп, сосудов, пил, ящиков, которые отнюдь не давят, а, скорее, поглощают груз материальности. Книжный график и сосед Мессерера по мастерской Николай Попов писал об этой серии: «Из этой игры с материалом на плоскости возникает форма — картина отнюдь не веселая — трагическая... Трагичность не выплескивается на зрителя, а прячет себя в ритуальном шутовстве. Она возникает вторым планом, как закодированная система». Пожалуй, этот код ритуального лицедейства, выстраивающего отношения между бытовым и духовным, становится диагнозом, который Борис Мессерер ставит времени и самому себе. 

Московский музей современного искусства на Гоголевском
«Борис Мессерер. Калейдоскоп времени»
До 31 августа

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+