18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шуховскую башню в Выксе собирают на новом месте

Башня Шухова в Выксе.   Фото: Павел Скребнев
Башня Шухова в Выксе.
Фото: Павел Скребнев

Водонапорную башню Владимира Шухова в Выксе — одно из последних творений создателя гиперболоидных конструкций — ждет новая жизнь. Ее перемещают с заводской территории в индустриально-туристический центр, что строится в историческом центре города

Водонапорная башня высотой 38,8 м, смонтированная в Выксе в 1933–1934 годах, стала одним из последних реализованных проектов Владимира Шухова. Ему тогда было 80. Теперь она переезжает с закрытой заводской территории на берег одного из Верхневыксунских прудов, где в XVIII веке вырос первый металлургический завод династии Баташевых. К 2029 году там, где когда-то начиналась промышленная история города, появится парк имени Шухова.

Идея вывести производство из исторического центра и устроить на его месте прогулочную зону с достопримечательностями и точками просветительской активности возникла давно. В 2018-м оттуда вывезли последний цех и начали благоустраивать место. Шуховская башня станет визуальной и смысловой доминантой парка. Это не единственное творение изобретателя и архитектора в Выксе — по его же проекту в 1898 году были построены парусообразные своды листопрокатного цеха. Они также станут частью музейного комплекса, посвященного истории металлургии.

Проектную документацию для перемещения башни разработали при участии Центрального научно-исследовательского и проектно-экспериментального института промышленных зданий и сооружений (ЦНИИПромзданий). Консультантом проекта выступает экс-директор Пушкинского музея, историк архитектуры Елизавета Лихачева. Два года он проходил госэкспертизу и согласование Министерства культуры РФ. К работам уже приступили — конструкция стоит на видовой точке на новом фундаменте, осталось воссоздать ее ажурную форму. После реставрации башня сохранит около 95% оригинального металла и статус объекта культурного наследия федерального значения. Монтаж исторической гиперболоидной башни Владимира Шухова в Выксе планируют закончить осенью 2025 года.

Идея создания музейного комплекса — парка имени Шухова принадлежит председателю совета директоров Объединенной металлургической компании (ОМК) Анатолию Седых. Проект разработало бюро «Студия 44» (архитектор Никита Явейн). Рядом с Шуховской башней появится первый в России музей металла и детский технопарк с шестью лабораториями в разных областях науки. На другом берегу есть еще одна визуальная доминанта — Рождественская церковь XVIII века, до которой можно будет прогуляться по новой набережной.

Это не единственное перемещение конструкции Шухова. Еще при жизни и под строгим надзором автора первая в мире гиперболоидная башня, построенная в 1896 году для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, была перевезена в село Полибино Данковского района Липецкой области.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+