18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

«Свет между мирами»: Нукус встречается с Истрой на ее территории

Николай Карахан. «Поливальщики». 1930.  Фото: ГМИ Каракалпакстана им. И.В.Савицкого
Николай Карахан. «Поливальщики». 1930.
Фото: ГМИ Каракалпакстана им. И.В.Савицкого
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Проект в музее «Новый Иерусалим» рассказывает о модной теме русского авангарда из собрания среднеазиатских музеев и одновременно придает ей совершенно новый ракурс, актуализируя советское наследие и трудную работу искусствоведов с этим материалом

Лишь недавно, в прошлом году, завершилась серия выставок в Италии «Узбекистан: авангард в пустыне», где были представлены шедевры из собраний Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого в Нукусе и ташкентского Государственного музея искусств Узбекистана, а термин «туркестанский авангард» (рожденный в московском Музее Востока в 2010 году) попытались заменить на более глобальный Avanguardia Orientalis. В 2017-м из Музея им. Савицкого в Пушкинский привезли 250 произведений на выставку «Сокровища Нукуса». Прямо сейчас на Крымском Валу проходит «Путь на Восток. Русские художники в Центральной Азии» (до 28 сентября), где, правда, нет картин из Нукуса, однако авторы во многом те же и с тем же видением.

Выставка «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим».  Фото: Владимир Мурудов
Выставка «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Владимир Мурудов

На вопрос, в чем же новизна выставки «Свет между мирами» в Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» (второй ее участник — тот же нукусский музей), нашему изданию ответила одна из ее кураторов, Надежда Плунгян: «Нашей задачей было не столько объяснить феномен музея в Нукусе, сколько раскрыть для зрителя все еще малоизвестный пласт живописи советского модернизма 1930-х годов, очень глубоко и по-разному осветивший мир раннесоветского человека. Мы одновременно сопоставляем два музейных собрания. Ведь коллекции Нукуса и Нового Иерусалима создавались практически одновременно, и что важно, вдалеке от столиц».

И действительно, собирательский подвиг создателя нукусского музея Игоря Савицкого, который приобретал авангард в 1960–1980‑е годы, тем самым во многом не дав его уничтожить, потихоньку превращается в легенду. А вот то, что в тот же период происходило в Новом Иерусалиме, почти неизвестно. Наверное, и потому, что тут нет терпкой восточной экзотики.

Выставка «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим».  Фото: Владимир Мурудов
Выставка «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Владимир Мурудов

«Мы фактически шли по следам Савицкого. Мы приходили в мастерские, к семьям художников и покупали то, что перед нами не купил Савицкий. Списки авторов пересекались», — рассказывает другой куратор выставки, Людмила Денисова, ныне руководитель художественного отдела музея «Новый Иерусалим». В 1970-е годы она пришла работать в музей с университетской скамьи, и в этот момент его директор Василий Нижегородов и замдиректора по науке Галина Зеленская поставили перед нею и ее коллегами странную для советского музея задачу — сформировать коллекцию живописи тех авторов, которые официально считались маргиналами, художников ­1920–1930-х. «Это искусство, которое нельзя назвать ни авангардом, ни соцреализмом. Оно не вписывается ни в те, ни в другие определения. Это уже не анализ формы, как у авангардистов, а синтез. Собирать такое в те годы было экстраординарно», — считает Денисова.

Сопоставление коллекций двух музеев с помощью 160 произведений 40 художников, таким образом, становится и продолжением разговора, начатого Русским музеем, Нукусом и другими участниками еще в 1989 году выставкой «Авангард, остановленный на бегу», однако теперь уже с новыми, более актуальными оценками.

Выставка «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим».  Фото: Владимир Мурудов
Выставка «Свет между мирами» в музее «Новый Иерусалим».
Фото: Владимир Мурудов

Общим знаковым художником для обоих собраний оказался Александр Волков, что неудивительно. В целом выставка поделена на несколько тематических разделов. Первый, «Мастера нового Востока», показывает формирование национального модернизма. Помимо Волкова, здесь среди авторов Николай Карахан, Елена Коровай, Николай Григорьев, Надежда Кашина. В числе других разделов — портретный «Лица времени», «Метафизика 1920–1930-х», посвященный философским поискам Соломона Никритина и Климента Редько, а также зал «Открытие нового мира. Объединение „Цех живописцев“», рассказывающий о таких авторах, как Ростислав Барто, Николай Витинг, Александр Шевченко.

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
«Свет между мирами»
До 8 ноября

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+