18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей одного из основателей группы «Мост» открылся на его родине

Дом родителей Карла Шмидта-Ротлуфа, куда они переехали в 1913 году, был приобретен городом в 2023-м.  Фото: Ernesto Uhlmann/ Kunstsammlungen Chemnitz
Дом родителей Карла Шмидта-Ротлуфа, куда они переехали в 1913 году, был приобретен городом в 2023-м.
Фото: Ernesto Uhlmann/ Kunstsammlungen Chemnitz
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Ранее не выставлявшиеся произведения Карла Шмидта-Ротлуфа будут демонстрироваться в Хемнице – городе, где родились три ключевых участника знаменитого художественного объединения

Новый музей в деревне на западной окраине Хемница, рядом с конюшнями, где мирно жуют сено лошади, посвящен одному из самых известных уроженцев этого восточногерманского города — художнику Карлу Шмидту-Ротлуфу (1884–1976), ключевой фигуре немецкого экспрессионизма, одному из основателей группы «Мост».

Ее учредили в 1905 году в Дрездене, в заброшенной сапожной мастерской, четверо молодых художников, стремившихся встряхнуть сонный мир буржуа. В истории немецкого искусства это важная веха, но далеко не все знают, что точкой отсчета для «Моста» стал городок примерно в часе езды к западу от Дрездена — Хемниц. Здесь жили семьи Эрнста Людвига Кирхнера, Эриха Хеккеля, Карла Шмидта-Ротлуфа; двое последних подружились еще в школьной изостудии в 1902 году. Четвертый, Фриц Блейль, был родом из соседнего Цвиккау. Куно Амье, Отто Мюллер, Эмиль Нольде и Макс Пехштейн присоединились к «Мосту» позже.

Карл Шмидт вырос на мельнице, которой управлял его отец. В 1905 году юный художник добавил к своей фамилии «Ротлуф» — название деревни на окраине Хемница, где прошло его детство, — чтобы избежать путаницы с другими Карлами Шмидтами. Его родители позднее переехали в соседний дом, построенный ими в 1913-м — в том самом году, когда группа «Мост» распалась. Шмидт-Ротлуф, к тому времени уже живший в Берлине, регулярно навещал родные места. В сентябре 1943 года ему с женой Эми пришлось покинуть столицу, поскольку здание, где была их квартира, разбомбили; и они на три года поселились в родительском доме.

Особая изюминка дома - оригинальные свинцовые окна. Фото: Kunstsammlungen Chemnitz
Особая изюминка дома - оригинальные свинцовые окна.
Фото: Kunstsammlungen Chemnitz

Город Хемниц, обладающий второй по величине коллекцией Шмидта-Ротлуфа после берлинского музея «Мост», выкупил этот особняк в 2023 году. Его открыли для публики нынешней весной. Экспозиция охватывает как ранний, так и поздний периоды творчества Карла Шмидта-Ротлуфа, а также работы его соратников по объединению.

Многие ранние произведения демонстрируются широкой публике впервые — отчасти потому, что сам автор называл их «ученическими опытами» и показывать не стремился, как отмечает куратор музея Сабина Мария Шмидт. Например, в пейзаже 1902 года, изображающем город за окном в сдержанных акварельных тонах, прослеживаются тонкое чувство света и внимание к отражениям, что резко контрастирует с яркими красками, энергичными линиями и смелыми композициями, характерными для более поздней живописи художника.

После Первой мировой войны Шмидт-Ротлуф стал одним из самых известных художников Германии, но позднее его и работы других бывших членов «Моста» были запрещены нацистами. Более 600 его произведений изъяли из немецких музеев, а несколько включили в состав печально известной мюнхенской выставки 1937 года «Дегенеративное искусство». Художнику запретили заниматься живописью, забрав у него масляные краски, и тогда он переключился на акварель и графику. Правда, одна картина все же была тайно написана в 1944 году — автопортрет, который теперь выставлен в новом музее — в том самом доме, где он был создан.

Одна картина была тайно написана  в 1944 году — автопортрет Карла Шмидта-Ротлуфа, который теперь выставлен в новом музее — в том самом доме, где он был создан. Фото: Kunstsammlungen Chemnitz/Bild-Kunst, Bonn
Одна картина была тайно написана в 1944 году — автопортрет Карла Шмидта-Ротлуфа, который теперь выставлен в новом музее — в том самом доме, где он был создан.
Фото: Kunstsammlungen Chemnitz/Bild-Kunst, Bonn

После Второй мировой войны Карл Шмидт-Ротлуф вернул себе былую славу и продолжал работать еще 30 лет — вплоть до своей смерти в возрасте 91 года. Его первая послевоенная выставка, состоявшаяся осенью 1946-го, прошла, что символично, в Хемнице: 50 акварелей, созданных во время войны и сразу после нее, были показаны в Музее Шлоссберг. Вскоре Шмидт-Ротлуф стал профессором Берлинского университета изящных искусств. В 1955 году пять картин художника были представлены на первой выставке Documenta в Касселе — как сигнал миру, что Германия порвала с нацистской эпохой. Шмидт-Ротлуф активно участвовал в создании музея «Мост», основанного в Западном Берлине в 1967 году, и продолжал приобретать и передавать ему свои произведения.

Кроме экспозиции нового музея множество работ, созданных участниками группы «Мост», можно увидеть и в основном здании другой институции — Художественных собраний Хемница. Среди них — великолепная картина 1926 года кисти Эрнста Людвига Кирхнера, предоставленная Deutsche Bank на правах временного экспонирования. Изображение Хемница, преподнесенное автором в виде леса фабричных труб и столбов дыма, которые пронзаются шпилями церквей и ратуш, явственно напоминает зрителям об индустриальном прошлом этого города. 

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+