18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Персонажи Гарифа Басырова летают не так, как птицы

Гариф Басыров. «Полдень I». Из серии «Обитаемые пейзажи». 1987–1988. Фото: Мультимедиа Арт Музей
Гариф Басыров. «Полдень I». Из серии «Обитаемые пейзажи». 1987–1988.
Фото: Мультимедиа Арт Музей
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Мультимедиа Арт Музей демонстрирует графику Гарифа Басырова, сумевшего с филигранной точностью визуализировать абсурд, который пронизывал 1970–1980-е годы — время, когда творческий подъем художника совпал со всеобщей стагнацией окружающего мира

В наши дни, говоря о советском периоде 1970-х — начала 1980-х годов, все реже используют выражение «эпоха застоя»: оно считается неудачным перестроечным штампом. Но, как тот отрезок истории ни назови, была ему присуща своя специфика. Часы тикали, календари перелистывались, а время будто стояло на месте. Этот феномен явственно выражен в рисунках и офортах московского художника Гарифа Басырова (1944–2004), представленных на выставке «Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее, Москва.

Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее.  Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей
Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее.
Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей

Упомянутое свойство эпохи Басыров не просто визуализировал, а, можно сказать, увековечил. На листах из серий «Обитаемые пейзажи», «Горожане за городом», «Диалоги», «Спорт», «Космос» почти всегда происходит что-нибудь якобы сюжетное (и даже в серии «Спящие» герои нередко бодрствуют), однако действия персонажей не предполагают ни цели, ни результата. Просто им чего-то в жизни недостает, но они не знают, чего именно, и потому пытаются будировать экзистенцию, оставаясь при этом людьми неотменимо социальными. По виду — типично советскими, хотя Басыров не зря произнес когда-то в беседе-интервью с искусствоведом Галиной Ельшевской фразу: «Что про нас — то и про всех людей».

Гротеск, парадокс и сюр были его инструментами (отнюдь не единственными, уточним). Базовый этот набор происходил во многом из стилистики журнальной и книжной иллюстрации, претерпевшей в 1970-е годы серьезную эволюцию, правда, в отличие от 1960-х, почти подспудную. Вроде бы изменения мог заметить каждый, но на самом деле адресовались они «своей» аудитории. Гариф Басыров много рисовал для журнала «Химия и жизнь», который в брежневские и послебрежневские времена чрезвычайно ценился среди интеллигенции, включая тех, кто химию не смог постичь даже в рамках школьной программы. Ценился, конечно, за качественный научпоп, но прежде всего — за картинки. Некоторые их оригиналы помещены сейчас в витрины наряду с экземплярами «Химии и жизни». Тут можно обнаружить, например, остроумную иллюстрацию Басырова к статье «Вычислительные системы имитируют разум» и подивиться тому, как же давно муссируется означенная тема.

Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее.  Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей
Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее.
Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей

Однако листы, представленные на стенах, вовсе не иллюстрации, и это важно понимать. Они, во-первых, самодостаточны, не связаны ни с какими текстами, а во-вторых, с трудом поддаются полиграфии. По виртуозности исполнения — штриховке, градуировке цвета, соотнесению форм — эта графика близка к профессиональному совершенству. С этими бы умениями созидать возвышенный, идеализированный мир, а не тот абсурдный, которому Басыров посвятил годы. И все же он долго настаивал на своем: да, неуклюжие фигуры в обволакивающем их пейзаже должны то и дело совершать нечто нелепое, зато страстное. Могут и полететь, пусть тоже нелепо. Речь не про высший пилотаж, а про тайны души.

Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее.  Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей
Выставка «Гариф Басыров. Другое измерение» в Мультимедиа Арт Музее.
Фото: Анна Екомасова / Мультимедиа Арт Музей

Тем не менее в 1990-е художник отринул этот стиль и отказался от прежних героев: социум стал принципиально иным, а ностальгировать попусту Басыров не хотел. Он начал работать не сериями, а проектами, всякий раз меняясь весьма решительно. Последние полтора десятилетия его жизни проиллюстрированы в МАММ лишь одним проектом — «Инкубусы» (1995). Это псевдопортретные скульптурки-ассамбляжи, собранные из дерева, металла и пластика. Похоже, автор задумал построить в итоге другую свою мета­вселенную взамен прежней. Просто не успел.

Мультимедиа Арт Музей, Москва
«Гариф Басыров. Другое измерение»
До 22 июня

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+