18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Празднование 150-летия Сергея Коненкова продолжается в Нижнем Новгороде

Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Произведения скульптора собраны в Выставочном пакгаузе на Стрелке в три раздела, связанных с религией, властью и язычеством

Мастер монументальной скульптуры, бунтарь, экспериментатор, сказочник, певец русского леса, философ, демиург, мистик. Сергея Коненкова (1874–1971) называли то модернистом, то авангардистом, а еще соцреалистом и художником Серебряного века. Его вообще нельзя ограничить рамками, он все время их разрушал, как «Самсон, разрывающий узы» — знаковый для него образ. Поэтому неудивительно, что на сравнение с Огюстом Роденом он резко отвечал: «Я не Роден, я — Коненков!»

Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Охватить его творческую биографию одной экспозицией — задача не из простых. Но Нижегородский художественный музей (НХГМ) и РОСИЗО решили рискнуть, затевая выставку «Сергей Коненков. XX век» (куратор — Алла Есипович-Рогинская). Заявленный масштаб — около 40 произведений из частных коллекций и почти двух десятков музеев, среди которых Русский музей, Смоленский государственный музей-заповедник, Государственная Третьяковская галерея, Музей архитектуры им. А.В.Щусева и другие.

Место проведения — Выставочный пакгауз на Стрелке, бывший павильон Всероссийской выставки 1882 года, реконструированный (вместе с его соседом, Концертным пакгаузом) по проекту Сергея Чобана, чей талант, стиль и вкус теперь можно будет оценить не только снаружи, но и изнутри: он выступил автором экспозиционной застройки. Тонкий ход!

Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Разделов на выставке три: религия («От мессии до демона»), власть («Вожди и герои»), язычество («Гедонизм и женское начало»). Включенные в них произведения отражают разные аспекты художественного языка и мировоззрения Коненкова — от сказочных и мистических «Великосила» (1909) и «Демона» (1933), выполненных из дерева (в свободе и смелости при работе с этим материалом его превзойти сложно), стилизованной под антик «Юной» (1916) и философского «Сына человеческого» (1933) из мрамора до героической революционной бронзы «Весь мир насилья мы разрушим» (1955–1956).

Сергей Коненков — человек-история. Читая его биографию, не веришь, что это написано про одного человека. Здесь и крестьянское детство в глуши Смоленской губернии, и участие в революционных событиях 1905 года, и дружба с Есениным и Эйнштейном, и переезд в Соединенные Штаты, где он прожил 23 года, и триумфальное возвращение в СССР на специально отправленном за ним корабле, чтобы вывезти все созданные за время эмиграции произведения.

Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

А еще Коненков — человек-миф (и мифотворец). К религиозной тематике художник обращался и в раннем творчестве, когда искал духовный идеал (в том числе в язычестве), и в более позднем, связанном с мистицизмом. Вот он создает многочисленные изображения Христа, пророков, апостолов; увлекшись идеями космизма, пишет космогонические картины-карты (их показывают на выставке), отражающие размышления о мироздании, вечности и месте человека во Вселенной. А еще отправляет чрезвычайно странные письма Сталину, в которых отождествляет его с Навуходоносором и удивительно точно предсказывает начало и исход Второй мировой войны. Свою миссию Коненков видел в пересозидании мира и в передаче через творчество неких знаков-символов, с помощью которых человечество сможет проложить путь в светлое будущее.

Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Скульптору всегда хотелось выйти за пределы мастерской и создать что-то масштабное в городском пространстве. Самые смелые идеи реализованы не были, но Коненков создал немало скульптур и барельефов, украшавших общественные здания, парки и площади. В экспозиции представлен гипсовый эскиз рельефа для Института геохимии им. В.И.Вернадского в Москве. А после посещения выставки самым правильным будет прогуляться до улицы Рождественской, где в нишах фронтона бывшего Нижегородского народного банка Рукавишниковых, спроектированного Федором Шехтелем, размещаются скульптуры Коненкова «Рабочий» и «Крестьянка», символизирующие промышленность и земледелие.

Выставочный пакгауз
«Сергей Коненков. XX век»
До 28 июля

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
4
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+