18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Празднование 150-летия Сергея Коненкова продолжается в Нижнем Новгороде

Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей
№132, июнь 2025
№132
Материал из газеты

Произведения скульптора собраны в Выставочном пакгаузе на Стрелке в три раздела, связанных с религией, властью и язычеством

Мастер монументальной скульптуры, бунтарь, экспериментатор, сказочник, певец русского леса, философ, демиург, мистик. Сергея Коненкова (1874–1971) называли то модернистом, то авангардистом, а еще соцреалистом и художником Серебряного века. Его вообще нельзя ограничить рамками, он все время их разрушал, как «Самсон, разрывающий узы» — знаковый для него образ. Поэтому неудивительно, что на сравнение с Огюстом Роденом он резко отвечал: «Я не Роден, я — Коненков!»

Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Охватить его творческую биографию одной экспозицией — задача не из простых. Но Нижегородский художественный музей (НХГМ) и РОСИЗО решили рискнуть, затевая выставку «Сергей Коненков. XX век» (куратор — Алла Есипович-Рогинская). Заявленный масштаб — около 40 произведений из частных коллекций и почти двух десятков музеев, среди которых Русский музей, Смоленский государственный музей-заповедник, Государственная Третьяковская галерея, Музей архитектуры им. А.В.Щусева и другие.

Место проведения — Выставочный пакгауз на Стрелке, бывший павильон Всероссийской выставки 1882 года, реконструированный (вместе с его соседом, Концертным пакгаузом) по проекту Сергея Чобана, чей талант, стиль и вкус теперь можно будет оценить не только снаружи, но и изнутри: он выступил автором экспозиционной застройки. Тонкий ход!

Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Разделов на выставке три: религия («От мессии до демона»), власть («Вожди и герои»), язычество («Гедонизм и женское начало»). Включенные в них произведения отражают разные аспекты художественного языка и мировоззрения Коненкова — от сказочных и мистических «Великосила» (1909) и «Демона» (1933), выполненных из дерева (в свободе и смелости при работе с этим материалом его превзойти сложно), стилизованной под антик «Юной» (1916) и философского «Сына человеческого» (1933) из мрамора до героической революционной бронзы «Весь мир насилья мы разрушим» (1955–1956).

Сергей Коненков — человек-история. Читая его биографию, не веришь, что это написано про одного человека. Здесь и крестьянское детство в глуши Смоленской губернии, и участие в революционных событиях 1905 года, и дружба с Есениным и Эйнштейном, и переезд в Соединенные Штаты, где он прожил 23 года, и триумфальное возвращение в СССР на специально отправленном за ним корабле, чтобы вывезти все созданные за время эмиграции произведения.

Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

А еще Коненков — человек-миф (и мифотворец). К религиозной тематике художник обращался и в раннем творчестве, когда искал духовный идеал (в том числе в язычестве), и в более позднем, связанном с мистицизмом. Вот он создает многочисленные изображения Христа, пророков, апостолов; увлекшись идеями космизма, пишет космогонические картины-карты (их показывают на выставке), отражающие размышления о мироздании, вечности и месте человека во Вселенной. А еще отправляет чрезвычайно странные письма Сталину, в которых отождествляет его с Навуходоносором и удивительно точно предсказывает начало и исход Второй мировой войны. Свою миссию Коненков видел в пересозидании мира и в передаче через творчество неких знаков-символов, с помощью которых человечество сможет проложить путь в светлое будущее.

Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.  Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Выставка «Сергей Коненков. XX век». Выставочный пакгауз.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Скульптору всегда хотелось выйти за пределы мастерской и создать что-то масштабное в городском пространстве. Самые смелые идеи реализованы не были, но Коненков создал немало скульптур и барельефов, украшавших общественные здания, парки и площади. В экспозиции представлен гипсовый эскиз рельефа для Института геохимии им. В.И.Вернадского в Москве. А после посещения выставки самым правильным будет прогуляться до улицы Рождественской, где в нишах фронтона бывшего Нижегородского народного банка Рукавишниковых, спроектированного Федором Шехтелем, размещаются скульптуры Коненкова «Рабочий» и «Крестьянка», символизирующие промышленность и земледелие.

Выставочный пакгауз
«Сергей Коненков. XX век»
До 28 июля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
6
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+