18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Шедевр Гауди постоянно меняется, оставаясь прежним

Дом Бальо изучен, казалось бы, вдоль и поперек, но до сих пор преподносит сюрпризы своим хозяевам.  Фото: Hernán Piñera / Wikimedia
Дом Бальо изучен, казалось бы, вдоль и поперек, но до сих пор преподносит сюрпризы своим хозяевам.
Фото: Hernán Piñera / Wikimedia
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Владельцы дома Бальо совмещают реальную реставрацию с цифровыми преобразованиями. Это легендарное здание ежедневно принимает до 9 тыс. посетителей, что стимулирует хозяев к постоянному креативу — но в рамках статуса объекта всемирного наследия ЮНЕСКО

Множество людей ежедневно приходят к дому Бальо, построенному по проекту Антонио Гауди (1852–1926), чтобы полюбоваться его диковинным фасадом. Считается, что балясины, напоминающие кости, и чешуйчатая крыша здания символизируют святого Георгия, убивающего дракона. Завершенный в 1906 году, сегодня дом Бальо входит в число самых посещаемых памятников Барселоны.

За прошедшие десятилетия здание неоднократно переходило из рук в руки и использовалось и как коммерческое, и как жилое. С 1993 года оно находится в собственности семьи Бернат, которая после реконструкции открыла его для посещения в 2002 году. Тремя годами позже дом Бальо включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Семья продолжила работу над домом — за последнее десятилетие он пережил еще ряд реставраций стоимостью несколько миллионов евро и был оснащен новейшими цифровыми технологиями. В результате дом Бальо превратился в прибыльный объект: к 2023 году число его посетителей удвоилось, до более чем 1,5 млн против 796 тыс. в 2013 году, а доход достиг рекордной отметки в €56 млн, что на 54% больше, чем в 2022-м.

По словам Гари Готье, генерального директора дома и члена семьи Бернат, реставрация представляла собой непростую задачу. Отделить оригинальные элементы от более поздних дополнений довольно сложно, поскольку до нас дошло крайне мало документов, по которым можно было бы восстановить первоначальный вид постройки. «Я могу сегодня сказать вам, что дом полностью отреставрирован, а потом внезапно обнаружить, что элемент, который мы считали оригинальным, таковым не является», — говорит Готье. В ходе последней реставрации стоимостью €30 млн, длившейся с 2018 по 2024 год, на стенах второго этажа обнаружили узор из золотых листьев, имитирующий мозаики Гауди из битой плитки, и выяснили, что задний фасад изначально был черного цвета.

Завершенный в 1906 году, сегодня дом Бальо входит в число самых посещаемых памятников Барселоны. Фото: Hernan Gonzalez / Unsplash
Завершенный в 1906 году, сегодня дом Бальо входит в число самых посещаемых памятников Барселоны.
Фото: Hernan Gonzalez / Unsplash

На третьем этаже, откуда последний жилец съехал лишь в 2019 году, работы еще идут. По словам Готье, эта часть дома дошла до нас в наиболее близком к первозданному виде, поскольку жильцы не меняли ни планировку, ни отделку. К концу 2025 года эти помещения начнут сдавать в аренду для проведения частных мероприятий и краткосрочного проживания. Готье подчеркивает, что открыть их для широкой публики не представляется возможным, поскольку они слишком тесны для нынешнего потока в 9 тыс. посетителей в день.

Высокая посещаемость представляет собой и реставрационную проблему: ширина входных дверей составляет 120 см, ширина некоторых коридоров — всего 90 см, а оригинальный лифт вмещает не более пяти человек. Даже при отсутствии мебели здесь неизбежно возникают «пробки».

Проблема не ограничивается стенами самого дома Бальо: поскольку он входит в число объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, прилегающая к нему территория тоже подлежит действию охранных нормативов. «Идея заключается в том, чтобы создать вокруг дома своего рода защитный пузырь», — рассказывает Амилкар Варгас, отвечающий в доме Бальо за все, что связано с его статусом объекта всемирного наследия. Это непростая задача, учитывая интенсивность городской среды на Пасео-де-Грасиа, одной из самых оживленных торговых улиц Европы, и необходимость координировать действия с правоохранительными органами, местными и региональными властями и организациями, отвечающими за другие памятники Гауди из списка всемирного наследия.

Благодаря реконструкции 2018–2024 годов, для публики открыли подвальные помещения и иммерсивные экспозиционные пространства общей площадью 2 тыс. кв. м. В их числе «Купол Гауди», где посетители узнают о детстве архитектора и его связи с природой, и «Куб Гауди» — зал, предназначенный для демонстрации аудиовизуальных работ с круговым обзором. «Дом сам по себе очень красивый, выдающийся памятник, но он статичен», — отмечает Готье. Он уверен, что ключом к сохранению особого положения дома Бальо в насыщенном туристическом ландшафте Барселоны служит постоянное обновление.

За прошедшие десятилетия здание неоднократно переходило из рук в руки и использовалось и как коммерческое, и как жилое. Фото: Sara Terrones / Wikimedia
За прошедшие десятилетия здание неоднократно переходило из рук в руки и использовалось и как коммерческое, и как жилое.
Фото: Sara Terrones / Wikimedia

Готье, который среди прочего занимался консультированием и учился в Кремниевой долине, ведет дом Бальо по пути цифровой трансформации с момента своего прихода в 2011 году. Представители дома утверждают, что он стал первой культурной институцией, внедрившей технологию дополненной реальности при помощи планшетов, — в 2012 году, раньше Лувра. А в 2022-м дом Бальо стал первым объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, представленным в виде динамического NFT (невзаимозаменяемый токен); позднее он был продан на торгах Christie’s за $1,38 млн.

Ежегодная проекция цифровых произведений искусства на фасад дома Бальо заняла видное место в календаре культурных событий Барселоны. В феврале цифровая ода природе Arborescent Давида Вайолы за два дня привлекла 110 тыс. зрителей. По словам Готье, следующим шагом станет разработка аудиогида на основе искусственного интеллекта, который будет адаптироваться к биометрическим параметрам и эмоциям посетителей.


Постройки гауди в сегодняшней Барселоне

Здесь насчитывается полтора десятка архитектурных объектов, автором которых был Антонио Гауди, — от фонарей на Королевской площади до собора Саграда Фамилия, который возводился больше 40 лет и остался незаконченным. Все они выступают в роли городских достопримечательностей; правда, некоторые из зданий доступны для осмотра лишь снаружи. Хотя проектировал Гауди не только для Барселоны (ряд его строений можно встретить в других испанских городах, а среди нереализованных проектов есть даже замысел небоскреба в Нью-Йорке), именно в столице Каталонии его архитектурный гений проявился максимально.

Ни одна из этих построек не была обойдена вниманием реставраторов. Из относительно недавних проектов можно отметить реставрацию фасада дома Мила (завершена в 2014 году) и восстановление дома Висенса — первого архитектурного заказа Антонио Гауди в Барселоне (работы окончены в 2017-м). Но наибольший резонанс, конечно, вызывали и вызывают планы по достройке храма Саграда Фамилия. Несмотря на возражения многих экспертов, этот процесс идет уже давно, окончание строительства не раз переносилось. Последняя версия — 2026 год, когда будет отмечаться 100-летие со дня смерти архитектора.

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+