18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Многоликая экспозиция в Alina Pinsky Gallery

Евгений Музалевский. Без названия. 2025. Фото: Alina Pinsky Gallery
Евгений Музалевский. Без названия. 2025.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Выставка Persona демонстрирует живопись, графику, фотографию и вышивку 16 художников, работающих в жанре портрета

Термин «персона» в юнгианской психологии обозначает социальную маску, своеобразную роль, которую человек играет в обществе. Этой ширмой человек в ответ на требования и ожидания социума прикрывает свое эго, неподдельное нутро. Выставка Persona в Alina Pinsky Gallery исследует границу между внешним и внутренним «я» и ищет ключ к пониманию портрета как явления. В экспозицию вошли произведения как признанных российских мастеров, так и молодых художников: Леона Зака, Василия Кравчука, Владимира Сальникова, Елены Филаретовой, Евгения Музалевского и Наташи Хабаровой.

Название выставки также отсылает к фильму Ингмара Бергмана «Персона». В культовой психологической драме сливается идентичность двух героинь, Альмы и Элизабет, и вслед за сюжетом кадр совмещает их лица в единый портрет. «Латинское слово persona обозначало маску, которую надевал актер. Таким образом, быть „персоной“ — значит иметь в своем распоряжении маску; в фильме с таким названием маски носят обе героини», — писала о ленте писательница и кинокритик Сьюзен Сонтаг.

Лев Повзнер. Из серии «Люди на черном». 1970. Фото: Alina Pinsky Gallery
Лев Повзнер. Из серии «Люди на черном». 1970.
Фото: Alina Pinsky Gallery

С аккуратных белых стен на гостей галереи смотрит миловидная «Леди» Николая Синезубова, первобытные «Стрелки» Ирины Страженецкой, рыжеволосая женщина с холста Евгения Музалевского «Я хочу, чтобы пчела меня ударила» (картина срисована с фотографии мамы художника). Самые инопланетные портреты в экспозиции — работы представителя московского андерграунда Льва Повзнера из серии «Люди на черном». На них изображены бледные сиренево-розовые лица без бровей, ресниц и волос, с пустыми глазами, лишенными зрачка и радужной оболочки. Взгляд этих слепцов с блаженными выражениями лиц будто обращен в себя, в мир внутренний, а не внешний. Также на выставке представлен сюрреалистичный «Профиль» из серии «Спрятанные лица» — в нее вошли картины-ребусы, где лица складываются из других изображений. Написанный художником мужской профиль создан из хаотичных элементов: собак, людей, бабочки и края крыши.

Владимир Сальников. Лидочка. 1988. Фото: Alina Pinsky Gallery
Владимир Сальников. Лидочка. 1988.
Фото: Alina Pinsky Gallery

Акцентной в экспозиции стала серия портретов Натальи Турновой, номинантки Премии Кандинского. Она выработала узнаваемый стиль: экспрессионистская манера, большие форматы и яркие цвета, любовь к которым художница привезла из Бирмы, где провела детство. Три сине-зеленых портрета Турновой составляют триптих, который рифмуется с инопланетными лицами Льва Повзнера.

Обманчиво выглядит произведение Дуни Захаровой «Бэмби, мамонтенок и котенок по имени Гав»: напоминающая фотографию или гиперреалистичную картину работа при близком рассмотрении оказывается вышивкой. Художница филигранно вышила мелкие блики на коже вокруг глаза белыми нитками, а на зрачок поместила трех героев из детских мультфильмов. Используя войлок и хлопковые нити, Захарова создает образы эфемерных существ на грани реального и мистического. В своем творчестве она обращается к якутским корням, теме природы и времени.

Alina Pinsky Gallery
Persona
До 9 августа

Самое читаемое:
1
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
4
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
5
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
6
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
7
Малевич а-ля Веласкес
Этот автопортрет вполне можно назвать легендарным. И дело не только в художественных достоинствах
07.05.2025
Малевич а-ля Веласкес
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+