18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Фундаментальная выставка на фундаменте Экспоцентра

Архитекторы бюро Atrium, разрабатывая проект здания, стремились к тому, чтобы фасад ассоциировался с заснеженными природными ландшафтами России.  Фото: Архитектурное бюро ATRIUM
Архитекторы бюро Atrium, разрабатывая проект здания, стремились к тому, чтобы фасад ассоциировался с заснеженными природными ландшафтами России.
Фото: Архитектурное бюро ATRIUM
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Прошлогодняя временная выставка «Россия» на ВДНХ превратилась в постоянную экспозицию на Красной Пресне. Экспоцентр, куда переместили проект, снесут, чтобы построить современный павильон Национального центра «Россия»

Недавно на выставочной карте Москвы появилось новое учреждение — Национальный центр «Россия», создание и функционирование которого — одна из наиболее ярких иллюстраций современной политики государства в этой сфере. Начало ему положила Международная выставка-форум «Россия», проходившая с ноября 2023 года по июль 2024 года на ВДНХ. Гигантский проект, занявший около 20 павильонов бывшей советской выставки достижений народного хозяйства, продемонстрировал все достижения современного российского хозяйства. Свои павильоны и стенды были у отдельных регионов, министерств, а также корпораций, включая Газпром и «Яндекс». Зрителей ошеломляли роскошное дизайнерское оформление, множество мультимедийных презентаций, показ современной продукции, а также огромный список красочных мероприятий, конференций, лекций, концертов. За время работы форума на его сценах выступили почти все политики и бизнесмены, занимающиеся строительством современной России. В итоге выставку, сроки которой несколько раз продлевали, посетило 18 млн человек со всей страны.

Продлевать ее далее было нелогично, однако успех явно требовал закрепления. Поэтому по распоряжению президента Владимира Путина временная выставка была превращена в стационарное учреждение, которое должно делать все то же самое, но гораздо более основательно и с долговременным планированием. Новорожденный Национальный центр «Россия» начал свою работу 4 ноября 2024 года. Под его размещение отвели готовую площадку, хорошо известную посетителям отраслевых выставок, — Экспоцентр на Красной Пресне. Компания «Экспоцентр» в нем свою работу на этом прекратила.

Однако советское здание 1970-х годов явно не соответствует современным требованиям, и на его месте будет возведено новое, которое будет гармонировать с соседним Москва-Сити. Его рендеры, созданные архитектурной мастерской Atrium, были опубликованы в середине апреля. Это проект в бионическом стиле. Он будет включать 60 тыс. кв. м экспозиционных площадей, концертный зал на 3,5 тыс. человек, медиацентр и молодежный креативный кластер; вокруг раскинется ландшафтный парк. Строительство планируется завершить к 2029 году.

Визуализация внутренних пространств Национального центра «Россия».  Фото: Архитектурное бюро ATRIUM
Визуализация внутренних пространств Национального центра «Россия».
Фото: Архитектурное бюро ATRIUM

А пока что в советском здании площадью 28 тыс. кв. м с выставочными пространствами в 6 тыс. кв. м, конгресс-залом и деловыми зонами на первом этаже разместились выставка «Путешествие по России» и гастрономические ряды «Путешествие по России. Еда», а на втором — архитектурная выставка «Рождение масштаба».

«Путешествие по России», открывшееся 5 марта, частично следует логике своего прототипа на ВДНХ: здесь в восьми зонах показаны федеральные округа через призму их ключевых достижений, инновационных разработок, а также узнаваемых достопримечательностей. Широко используются современные технологии: мультимедиа, интерактив, VR. Архитектурная выставка «Рождение масштаба», открывшаяся 1 марта и работающая до 31 июля, более классическая с музейной точки зрения. Созданная в сотрудничестве с Государственным музеем архитектуры им. А.В.Щусева, она показывает историю развития отечественного зодчества на протяжении веков. Экспонаты также предоставили Российский государственный архив литературы и искусства, Архитектурный благотворительный фонд им. Я.Чернихова, Школа дизайна НИУ ВШЭ и прочие. Это любопытный и крупный проект, позволяющий с большим размахом продемонстрировать, например, макеты, места для которых в обычных музейных залах никогда не хватает. В большом количестве выставлены и нереализованные архитектурные проекты, «бумажная архитектура». Выставку сопровождает большая лекционная программа, одна из звезд которой — Елизавета Лихачева, выступающая как историк архитектуры.

На развитие центра брошены огромные силы и средства. По поручению президента в его работе принимают участие все федеральные органы исполнительной власти, государственные компании и корпорации, общественные организации и регионы. Учреждение, как гласит его собственное описание, «является центром национальной гордости, одним из главных пространств страны для проведения знаковых мероприятий, это уникальный центр компетенций, дискуссионная и координационная площадка для достижения национальных целей и формирования образа будущего России». Помимо чиновников, в проект активно вкладываются своей энергией, знаниями и организационными способностями современные российские бизнесмены. «Национальный центр „Россия“ — это попытка сформулировать понятие „русский“ и понятие „Россия“ в принципе, что важно после распада СССР и исчезновения советской идентичности, — рассказала нашему изданию Елизавета Лихачева. — Это такой вариант подумать, в том числе о визуале. Это очень сложная тема, к которой никто не знает, как поступиться, учитывая наше предубеждение по поводу национализма любых мастей и очень аккуратную политику власти в национальном вопросе. На мой взгляд, попытка не самая плохая, но посмотрим, что выйдет».

Визуализация внутренних пространств Национального центра «Россия». Фото: Архитектурное бюро ATRIUM
Визуализация внутренних пространств Национального центра «Россия».
Фото: Архитектурное бюро ATRIUM

Вот одна из последних новостей о происходящем в центре, иллюстрирующая его функции и задачи: 18 апреля стало известно, что при нем создали совет, который будет заниматься разработкой «нового российского стиля в сфере государственных визуальных коммуникаций». Совет возглавила советник президента Елена Ямпольская. В числе его задач — создание нацио­нально ориентированной визуальной среды; противодействие «чрезмерной латинизации» городского пространства; трансляция традиционных ценностей через визуальный язык; формирование целостного образа России «как сильного современного государства с богатым культурным наследием». А вот другая новость, иллюстрирующая актуальность новой площадки: 16 апреля в стенах здания была проведена церемония вручения новой отраслевой премии в области музейно-выставочных проектов «Форма-Арт», основанной Ольгой Галактионовой в прошлом году в бытность ее директором РОСИЗО. 

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+