18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Справедливость, деньги и инфаркт от радости

Сцена из нового спектакля «Сделка».  Фото: Геворг Арутюнян
Сцена из нового спектакля «Сделка».
Фото: Геворг Арутюнян

Театр им. Пушкина представил новый спектакль юбилейного сезона — «Сделка» по пьесе «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта

Театр им. А.С.Пушкина бережет традиции своего предшественника — легендарного Камерного театра — и одновременно служит площадкой для знакомства зрителя с современной драматургией. Фантасмагоричный и яркий спектакль юбилейного 75-го сезона поставлен по мотивам трагикомедии швейцарского писателя и драматурга Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы». Автором сценической версии текста стал Алексей Житковский, лауреат премии «Кульминация» и финалист конкурсов молодой драматургии «Любимовка» и «Ремарка». «Сделку» поставил режиссер и актер труппы Пушкинского театра Юрий Теплов, уже работавший над сказочным спектаклем «Три Ивана» и трагикомедией «Заповедник».

Сцена из нового спектакля «Сделка».   Фото: Геворг Арутюнян
Сцена из нового спектакля «Сделка».
Фото: Геворг Арутюнян

Сюжет строится вокруг возвращения миллиардерши Клары Цаханассьян, эпатажной дамы в годах, в родной Гюллен — некогда богатый, а ныне разорившийся швейцарский городок. Это ее первый визит на родину спустя много лет: в юности беременную Клару с позором изгнали из города. Мэр и обитатели городка готовят гостье пышный прием с хором, торжественной речью и праздничным обедом — вдруг воспоминания о юности растопят сердце миллиардерши и она окажет задыхающемуся от бедности Гюллену финансовую поддержку? Но харáктерная Клара предлагает городу оригинальную сделку: она пожертвует миллиард, если кто-то из горожан убьет ее предателя и первую любовь — Альфреда Илла. «Я хочу купить справедливость», — заявляет героиня.

Роль Клары исполняет Вера Воронкова — заслуженная артистка России и почетный деятель искусств Москвы. Со звонким смехом и бокалом шампанского в руке Клара громко и ярко появляется на сцене. На ее лице сияет улыбка Джокера, нарисованная красной помадой, а черно-белый наряд будто вдохновлен образом Круэллы Де Виль из «101 далматинца»: на миллиардерше экстравагантная вариация королевского платья — пышная белая юбка из атласной ткани, черные перчатки и хвост (на голове) пистолетом. Ее окружает не менее любопытная свита: седьмой муж Моби в кукольном свадебном платье с фатой и тиарой, дворецкий Боби (бывший судья Гюллена) и двое слепцов Тоби и Роби — подкупленные Иллом на суде мужчины, которых Клара ослепила и оскопила. Яркие наряды Клары и ее свиты выделяют их среди серой массы гюлленцев в потертых пыльно-коричневых робах. Гости захолустного городка скачут по сцене, кривляются и язвят — их визит напоминает приезд в Москву булгаковского Воланда со свитой или труппу шумных цирковых артистов.

Сцена из нового спектакля «Сделка».  Фото: Геворг Арутюнян
Сцена из нового спектакля «Сделка».
Фото: Геворг Арутюнян

И жажду мести, и любовь к Иллу Клара Цаханассьян пронесла сквозь года. Смешанное с горькой обидой нежное чувство превратилось, по словам героини, в безобразное, страшное чудовище. «Мир сделал из меня проститутку, теперь я сделаю из него бордель» — с таким намерением Клара приезжает в родные края. Показательна и фраза: «Справедливость, деньги и инфаркт от радости».

Спектакль постепенно трансформируется из комедии в трагедию. Во втором акте Вера Воронкова сыграла совершенно другую роль, сняв внешнюю оболочку с Клары Цаханассьян: когда она осталась без пышных, объемных костюмов, ее фигура стала худой, ослабшей и мертвецки бледной.

«В каком-то смысле Клара погибла в тот момент, когда Альфред ее предал. И теперь она приезжает в город своей юности, чтобы вернуть себе непрожитую жизнь и убедиться в том, что Альфред так же сохранил в памяти свой поступок 45-летней давности.

Сцена из нового спектакля «Сделка».  Фото: Геворг Арутюнян
Сцена из нового спектакля «Сделка».
Фото: Геворг Арутюнян

Это пьеса о любви и ненависти героини, в ней совмещаются эти чувства. Ненависть разрушила Клару и морально, и физически, и она приезжает за сатисфакцией в этот город. Но несмотря на все страдания, скорбь о своей непрожитой жизни, она до сих пор любит Альфреда», — рассказывает Воронкова в одном из интервью.

К концу спектакля облик главной героини меняется окончательно: с уже бледных и тонких губ сходит остервенелая улыбка, резвость и властность, с которыми она передвигалась по сцене, сменяются медлительностью, бессилием и задумчивостью. В финале гюлленцы вновь вступили с миллиардершей в цветовой контраст, переняли у нее яркие детали гардероба и пестрили на сцене желтым, красным, розовым и зеленым одеянием.

Чтение стихов глухонемым поэтом, петля для повешения из праздничной гирлянды и месть «от-кутюр» ждут зрителей на сцене Пушкинского театра с 20 марта.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+