18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Современное искусство на службе у северной деревни

Здание начальной школы в деревне Прокофьевка с работами bewecker и Дмитрия Махова в оконных проемах.  Фото: Творческое объединение ÖВВÖ
Здание начальной школы в деревне Прокофьевка с работами bewecker и Дмитрия Махова в оконных проемах.
Фото: Творческое объединение ÖВВÖ
№129, март 2025
№129
Материал из газеты

В двух деревнях недалеко от Сыктывкара энтузиасты, примкнувшие к движению «Том Сойер Фест», пытаются сохранить три объекта дореволюционного деревянного зодчества. Художники тоже внесли свою лепту в этот процесс, проведя арт-консервацию

Необычную арт‑ин­тер­венцию могут видеть жители и пока еще редкие гости деревни Прокофьевка в Республике Коми: зияющие пустотой окна двух давно заброшенных деревянных построек — часовни второй половины XIX века и сельской школы 1913 года — закрыли расписными щитами. А в соседней деревне Ипатово команда причастных к этому проекту энтузиастов трудится над тем, чтобы вернуть к жизни здание земского училища 1906 года постройки.

Справка
Чем занимается волонтерское движение «Том Сойер Фест»

Движение «Том Сойер Фест» зародилось в Самаре в 2015 году. Сегодня его география насчитывает более 80 населенных пунктов. Идея фестиваля принадлежит Андрею Кочеткову, а название отсылает к эпизоду из книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера», в котором главный герой, проявив смекалку, привлекает к побелке забора всех соседских мальчишек. Так и «Том Сойер Фест» привлекает волонтеров и спонсоров к восстановлению архитектурного наследия (и прежде всего дореволюционных деревянных построек) российской провинции. Спектр работ — от покраски фасадов домов и починки крыш до воссоздания уникальных элементов резного декора. Случаются и партнерства с художниками. Третьяковка в Самаре недавно презентовала тотальную инсталляцию «Кислородный зал» — совместный проект участников «Том Сойер Феста» и художника Андрея Сяйлева. Инсталляция составлена из отжившей свое мебели, деталей быта, узорчатых наличников и прочих фрагментов старой России. Есть в ней и частицы земского училища из деревни Ипатово: кованые гвозди, скобы и навершие печной трубы.

Еще…

Все это происходит под эгидой движения «Том Сойер Фест», которое призывает брать в свои руки заботу о ветхих исторических сооружениях, не имеющих, как правило, охранного статуса. Многие из них находятся на балансе муниципальных властей, но при этом никому нет до них дела — когда здания разрушаются, их просто списывают. Отсутствие интереса «сверху» порой представляется даже плюсом: если попытка отстоять объекты, на которые положили глаз девелоперы с целью построить на их месте что-то современное, напоминает борьбу с ветряными мельницами, то разрушительной силе времени вполне способен противостоять даже человек без связей.

Вид здания земского училища в деревне Ипатово Сыктывдинского района.  Фото: Творческое объединение ÖВВÖ
Вид здания земского училища в деревне Ипатово Сыктывдинского района.
Фото: Творческое объединение ÖВВÖ

Инициатором восстановления ипатовского земского училища стала Ольга Торлопова — жительница села Выльгорт близ Сыктывкара и организатор сельских экскурсионных программ. Она вступила в ряды «томсойеров» в 2022 году и стала координатором процесса, поняв, что, если не начать спасательную операцию самостоятельно и безотлагательно, здание рухнет уже в обозримом будущем.

Биография этого училища, пожалуй, мало чем отличается от биографий подобных объектов в других уголках страны. После революции 1917 года и до конца 1970-х оно служило школой, которая из-за малого количества учащихся была закрыта и трансформирована в сельский клуб. С начала 2000-х годов здание пустовало — и без надзора стремительно приходило в упадок. «Оно очень интересное, нехарактерное для нашей северной архитектуры: большое, с высокими потолками, окнами, дверями, — говорит Ольга Торлопова. — И мне было жаль, что крестьянская община более 100 лет назад смогла построить его для своих детей, а мы так бездумно его бросили и никак не используем». Здание дорого ей и потому, что когда-то здесь училась ее мама.

Спуск кирпичей от разобранных печных труб с чердака земского училища в деревне Ипатово. Фото: Творческое объединение ÖВВÖ
Спуск кирпичей от разобранных печных труб с чердака земского училища в деревне Ипатово.
Фото: Творческое объединение ÖВВÖ

В планах — превратить его в ориентированный на культуру коми и местные традиции туристический объект, который в то же время служил бы творческой дачей для художников, приезжающих сюда на пленэры. Для этого Ольга Торлопова вместе с единомышленниками из некоммерческой организации «Центр развития туризма „Тури“» обратилась в администрацию Сыктывдинского района с просьбой передать здание им. Администрация пошла навстречу, после чего работа на объекте закипела. Ее ведет небольшой, преимущественно женский коллектив. Удается созывать и волонтеров (причем это не местное население, а жители Сыктывкара и других близлежащих населенных пунктов), но рук и мужской силы все равно систематически не хватает. Тем не менее уже удалось залатать протекающую кровлю, освободить помещения от мусора и обломков, избавиться от сорняков на прилегающей территории и высадить растения для будущего сада. Сейчас идет процесс восстановления старых оконных рам.

Работы на кровле здания земской школы в деревне Ипатово.  Фото: Творческое объединение ÖВВÖ
Работы на кровле здания земской школы в деревне Ипатово.
Фото: Творческое объединение ÖВВÖ

Работы ведутся в основном на грантовые средства. Немного заработать на проект позволяют и картины, созданные художниками во время пленэров и выставленные на продажу в группе «Том Сойер Фест. Ипатово» в социальной сети «ВКонтакте». Но приближается самый трудоемкий и дорогостоящий этап: восстановление фундамента и замена сгнивших венцов (элементов бревенчатого сруба). Он потребует поиска не только спонсоров, но и квалифицированных специалистов.

Судьба построек в Прокофьевке более туманна. Если здание школы сохранилось относительно неплохо, то для часовни Рождества Иоанна Предтечи, которая в советское время использовалась как колхозный склад, а с 1980-х годов стояла заброшенной (к ней лишь изредка приходят паломники), каждая зима может оказаться последней.

Процесс установки на окна заброшенной часовни в Прокофьевке щитов с росписями Насти Малафеевой.  Фото: Творческое объединение ÖВВÖ
Процесс установки на окна заброшенной часовни в Прокофьевке щитов с росписями Насти Малафеевой.
Фото: Творческое объединение ÖВВÖ

Время уничтожило уже много церквей в округе. Арт-консервация, которую провели с привлечением художников творческого объединения ÖВВÖ (в качестве названия они выбрали междометие из коми языка, аналогичное русскому «баю-бай»), способна лишь ненадолго отсрочить такой исход. Расписанные художниками щиты предотвращают попадание осадков внутрь сквозь оконные проемы, но часовне требуется серьезный ремонт кровли: потолочные бревна отсырели и частично обрушились. На устранение этой проблемы у команды не хватает ресурсов. «Мы надеемся, что предпринятые нами меры позволят часовне хотя бы дождаться новых хозяев, — говорит Ольга Торлопова. — Часовня — это местная архитектурная доминанта. Она очень красиво смотрится на высоком склоне оврага, который разделяет деревню пополам. Мы рисовали ее на пленэрах и увидели, что она разрушается. И поэтому взялись еще и за нее. Было бы жаль ее потерять. Если часовни не будет, то на что здесь смотреть? И что рисовать?»

Работа Ники Григорян «Травы и ветры» в окнах заброшенной сельской школы.  Фото: Творческое объединение ÖВВÖ
Работа Ники Григорян «Травы и ветры» в окнах заброшенной сельской школы.
Фото: Творческое объединение ÖВВÖ

Готовясь к созданию работ, участники арт-консервации изучали крае­ведческий материал и общались с местными жителями. Так, эскизы, разработанные Настей Малафеевой для щитов, которыми теперь заколочены окна часовни, иллюстрируют основные этапы ее возведения. Композиция Александры Беккер «Здесь были мы» в окнах сельской школы отсылает к надписям, оставленным на ее стенах бывшими учениками. А Ника Григорян соединила в своих работах родовые знаки народа коми — «пасы» — с растительными мотивами.

Начиная с нынешнего года Ольга Торлопова планирует возить по этим местам экскурсионные группы, рассказывая им историю деревень и показывая арт-объекты, с помощью которых спасают объекты деревянного зодчества. Возможно, пример местных энтузиастов вдохновит на хорошие авантюры новых «томсойеров». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+