18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Звенигородский музей-заповедник может занять историческую земскую больницу

Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород.  Фото: Александр Кузнецов / Фотобанк Лори
Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород.
Фото: Александр Кузнецов / Фотобанк Лори

Власти обсуждают передачу бывшей земской больницы имени Чехова Звенигородскому музею-заповеднику. Туда могли бы переехать фонды, которые рано или поздно должны покинуть стены Саввино-Сторожевского монастыря, поскольку он нуждается в реставрации

Концепция развития Звенигородского государственного музея-заповедника предполагает среди прочего создание музейного квартала на месте исторических построек земской больницы, которая позже стала комплексом Звенигородской больницы им. А.П.Чехова. Речь идет, в частности, об организации Музея земской медицины в одноэтажном деревянном здании 1885 года постройки, где в 1880-х годах работал Антон Чехов, Школе музейного развития и открытого хранения в кирпичном двухэтажном корпусе 1908–1913 годов (сюда же переедет администрация музея, которая пока занимает одно из зданий Саввино-Сторожевского монастыря), а также Центра по изучению русской монументальной живописи эпохи Андрея Рублева с выставочным залом и реставрационным отделом в корпусе пищеблока-прачечной того же периода. Также планируется задействовать небольшие деревянные строения конца XIX — середины XX века. Вопрос о передаче имущества сейчас обсуждается в правительстве Московской области, а в целом это могло бы помочь с размещением музейных фондов, которые сейчас находятся в Саввино-Сторожевском монастыре. Малую часть из 47 тыс. экспонатов переместили в звенигородский Манеж, который после проведенной в 2023 году реставрации стал выставочным пространством.

«Строительство новой детской больницы удобнее вынести за пределы исторических границ Звенигорода, чтобы построить современный корпус, а старые корпуса отдать нам. Звенигород — это город-музей, поэтому логично развивать музейную территорию и давать старым зданиям новую жизнь. Вопрос о передаче займет время, но все причастные ведомства склоняются в сторону того, чтобы передать больничные корпуса музею», — поясняет директор Звенигородского государственного музея-заповедника Елена Кожевникова.

Здание Звенигородской земской больницы (1885 г.), в которой в 1886 и в 1887 годах работал А. П. Чехов.  Фото: Звенигородский музей-заповедник
Здание Звенигородской земской больницы (1885 г.), в которой в 1886 и в 1887 годах работал А. П. Чехов.
Фото: Звенигородский музей-заповедник

И это лишь малая часть планируемой работы по преобразованию музея-заповедника, который должен стать центром туристско-рекреационного кластера «Звенигородский вектор», концепция которого разработана совместно с Институтом археологии РАН, МГУ им. М.В.Ломоносова, ВООПИиК и Агентством стратегических инициатив.

Еще Звенигородский государственный музей-заповедник планирует расшириться за счет Музея августейших покровителей Российского общества Красного Креста. Он заработал в 2021 году в бывшем лазарете в императорском имении Ильинское, часть экспозиции была создана на основе музейных фондов под научным руководством и кураторством Елизаветинско-Сергиевского просветительского общества. Другое пространство — Музей материнства и младенчества — разместилось в здании родильного приюта (открыт в 2023-м, функционирует как экспозиция Звенигородского музея-заповедника). Музей школы и детства в Усове открылся в 2022-м, он занимает здание церковно-приходской школы. По поводу него тоже ведется работа по включению в оперативное управление Звенигородского музея-заповедника.

Под опекой Звенигородского музея-заповедника находится и кремль на Городке, где надеются организовать систему контроля антропогенной нагрузки на валы городища и открыть школу археолога, а еще Дунинская археологическая тропа с курганами древних славян, ведущая к Дому-музею Михаила Пришвина. Обсуждаются планы по созданию пешеходно-велосипедного маршрута от усадьбы Введенское через ландшафтно-панорамную площадку Калтарова луга, Звенигородский кремль и Саввино-Сторожевский монастырь до Усова и Ильинского, который свяжет исторические и природные территории.

Впрочем, есть и более обширные планы под эгидой «Звенигородского вектора» — создание пешеходного и велосипедного маршрута, который связал бы 550 памятников культуры, 21 усадьбу и 18 музеев, от Звенигорода до Архангельского.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+