18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Россия предоставила свой павильон на Венецианской биеннале команде из Боливии

Второй раз подряд пропуская участие в биеннале, Российская Федерация пустила в свое пространство художников из Латинской Америки с проектом о равенстве и братстве

Павильон России в садах Джардини, построенный по проекту Алексея Щусева и открытый в 1914 году, на будущей биеннале предоставлен латиноамериканским художникам во главе с Боливией, сообщает итальянское издание Il Giornale dell'arte.

Боливия собственного национального павильона в Венеции не имеет. Так, в 2022 году ее экспозиция проходила в пространстве Artspace4rent, Cannaregio 4120 — Fondamenta Sant'Andrea.

Помимо Боливии, в экспозиции примут участие другие страны Южной Америки, так что павильон в итоге временно именуется Южноамериканским. Его куратором стал боливийский министр культуры, деколонизации и депатриархализации Эсперанса Гевара, а комиссаром — заместитель министра Хуан Карлос Кордеро Нина.

Выставочный проект называется Qhip Nayra Uñtasis Sarnaqapxañani («Глядя в будущее прошлое, мы движемся вперед») с участием художников из Боливии и других стран Латинской Америки. Фото: Biennale di Venezia
Выставочный проект называется Qhip Nayra Uñtasis Sarnaqapxañani («Глядя в будущее прошлое, мы движемся вперед») с участием художников из Боливии и других стран Латинской Америки.
Фото: Biennale di Venezia

Выставочный проект называется Qhip Nayra Uñtasis Sarnaqapxañani («Глядя в будущее прошлое, мы движемся вперед») и пройдет с участием художников из Боливии и других стран Латинской Америки. Его основная идея — послание о братстве, радости, общности намерений и равенстве. Как заявляет куратор и министр Гевара, «эта выставка — важная возможность задать себе вопросы и найти ответы о том, как расширить наш кругозор для всех, с юга на север, с востока на запад, без дискриминации». Благодаря этому пространству и выставке в нем Боливия получит возможность заявить о себе как «о многонациональном государстве с разными лицами, коренными народами и, что не менее важно, влиянием древних культур в современном искусстве. Жест Российской Федерации не останется незамеченным. Культура есть и может быть инструментом сотрудничества и единения народов, полезным для прогресса», — пишет итальянский коллега.

Взаимоотношения России с Боливией в настоящий момент достаточно теплые, известно, что президент Боливии Луис Арсе планирует приехать в Россию в 2024 году: «У меня было несколько телефонных разговоров с президентом Путиным. Он меня пригласил посетить Россию», — говорил он в интервью РИА Новости в августе 2023 года.

Напомним, что Россия второй раз пропустит участие в биеннале. Решение о закрытии павильона России было принято после того, как за два месяца до открытия мероприятия в апреле 2022 года художники павильона России Кирилл Савченков и Александра Сухарева, а также его куратор Раймундас Малашаускас отказались от участия в проекте. Вслед за этим было опубликовано и официальное заявление: «Команда павильона РФ считает, что последнее слово в работе над проектом принадлежит художникам и куратору. <…> Павильон РФ не сможет принять участие в Венецианской биеннале современного искусства 2022 года». При этом организаторы биеннале прокомментировали исчезновение России из числа участников биеннале в 2022 году так: «Решение о закрытии павильона России на 59-й выставке в 2022 году было принято комиссаром и куратором, назначенными министром культуры Российской Федерации, который также заявил, что участия в предстоящей 60-й выставке тоже не будет».

Павильон России на Венецианской биеннале будет предоставлен латиноамериканским художникам во главе с Боливией. Фото: Marco Cappelletti
Павильон России на Венецианской биеннале будет предоставлен латиноамериканским художникам во главе с Боливией.
Фото: Marco Cappelletti

Построенное в 1914 году по проекту Алексея Щусева здание в садах Джардини многократно перестраивалось и к XXI веку пришло в запустение. Последняя реконструкция, для которой потребовалось привлечение значительных средств фонда V–A–C, учрежденного российским бизнесменом Леонидом Михельсоном, выдалась особенно масштабной: торжественное открытие павильона состоялось в 2021 году. Куратором российского павильона в том году являлся архитектор Ипполито Пестеллини Лапарелли, а комиссаром — Тереза Иароччи Мавика, гендиректор фонда V–A–C. Из-за ковидных ограничений, однако, в том году экспозиция была увидена малым количеством посетителей.

В конце июня 2021 года министр культуры РФ Ольга Любимова сообщила, что новым комиссаром павильона России на Венецианской биеннале на ближайшие восемь лет станет соучредительница компании Smart Art Анастасия Карнеева. В декабре того же года, через три недели после открытия пространства «ГЭС-2», Тереза Мавика покинула пост гендиректора фонда V–A–C. В начале 2024 года было объявлено, что фонд V–A–C прекратил аренду венецианского Palazzo delle Zattere, выставочное пространство в котором открыл в 2017 году, и этим пространством, как сообщается на сайте «ГЭС-2», «займется другая культурная институция».

Биеннале 2024 года пройдет с 20 апреля по 24 ноября 2024 года в Джардини и Арсенале.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+