18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Первый спектакль-галерея собирает арт-эскадрилью

Актриса спектакля «Нур эскадрилья» на фоне работы Яна Рычего. Фото: Ира Полярная
Актриса спектакля «Нур эскадрилья» на фоне работы Яна Рычего.
Фото: Ира Полярная
№119, март 2024
№119
Материал из газеты

Сценография нового ретрофутуристического спектакля «Нур эскадрилья» в независимом театре «Пространство внутри» включает сменяемый арт-объект. Мы разузнали подробности у режиссера Екатерины Троепольской и художницы Ясмины Омерович

Спектакль «Нур эскадрилья» — о чем он?

Екатерина Троепольская: Это поэтический спектакль по пьесе «Нурофеновая эскадрилья», которую мы с Андреем Родионовым написали в 2011 году, когда жили в Перми, по следам встреч с местной интеллигенцией. Они нам рассказали свою историю: как работают на заводе, собирают самолеты, делают двигатели для истребителей и при этом обладают рядом сомнительных, так скажем, вредных привычек. Эта история нас увлекла, и мы написали вот такую ретрофутуристическую, брутальную пьесу, в которой нарисована довольно мрачная и агрессивная картина будущего. В то же время эта история пропитана любовью, сложными отношениями между героями. Ее многие полюбили, были читки и спектакли. Руслан Маликов в «Политеатре» сделал красивую, помпезную постановку с очень эффектным видео. А позже Виктория Нарахса в ростовском театре «18+» поставила совершенно экстравагантное, эротическо-танцевальное представление, которое мало кто видел, даже мы. Но мы тогда сразу почувствовали, что театр — это наше. И когда спустя годы действительность начала принимать такие крутые обороты и оказалось, что пьеса не такая уж и фантастическая и не такая уж брутальная, мы с Андреем решили поискать себя в режиссуре и сами заняться постановкой. Быстро сложилась команда. Мы сотрудничали с Мастерской Брусникина и там нашли друзей и соавторов. И теперь наш спектакль идет в театре «Пространство внутри».

Как придумывалась сценография? Почему вы решили использовать арт-объект в качестве центрального элемента?

Ясмина Омерович: Одна идея подхватывала другую. В итоге мы остановились на том, что в сценографии должны быть отражены музыкальность и сквоттерская эстетика. Возникла комбинация репбазы и сквота — точки сбора художников, музыкантов, поэтов и вообще всяких крутых чуваков. Мы подумали о том, какие элементы этих двух типов пространства наиболее узнаваемы, и взяли яичные лотки, которые используют для звукоизоляции в студиях, и диван — это то, без чего ни один сквот не обходится. Но также в сквотах всегда висят плакаты, картины каких-то корешей — пустые стены там не встретишь. Поэтому мы решили сделать зону для арта, который меняется от спектакля к спектаклю.

А как эта сквоттерская эстетика согласуется с сюжетом пьесы?

Я.О.: Мы не вторили сюжету, скорее, искали близкую нам форму, антураж, в котором эту историю можно рассказать. Изначально мы вообще сделали читку в бардовской эстетике — исполняли пьесу в Переделкине, среди сосен, перед костром и с гитарами. Но когда мы перенеслись в театральное пространство, оно потребовало чего-то другого.

Актеры спектакля «Нур эскадрилья» на фоне работы Яна Рычего. Фото: Ира Полярная
Актеры спектакля «Нур эскадрилья» на фоне работы Яна Рычего.
Фото: Ира Полярная

Что-то из реальных сквотов, например Александра Петлюры, было задействовано в спектакле?

Е.Т.: Петлюра — наш старинный друг, мы у него делали первую нашу промофотосессию к спектаклю. И в его костюмы актеры наряжались еще для постановки Руслана Маликова. Но в этот раз подбор костюмов был сделан уже Ясминой.

В конечном счете вы пришли к концепции спектакля-галереи. Как в идеале это все должно функционировать?

Е.Т.: Задумка со сквотом предполагала, что у нас повсюду будет что-то, что отражает наши вкусы, может быть даже случайные. Но нам не хотелось перегружать сцену разными предметами и не хотелось, чтобы сценография «застаивалась». Так возникла идея со сменным арт-объектом. В нашем идеальном представлении мы должны вешать какую-то работу (или ставить — мы думаем и в сторону скульп­туры, объекта) и на спектакль всегда должен приходить какой-то человек и говорить: «Боже, я хочу купить эту работу!» Тогда мы превратимся в настоящий спектакль-галерею. Но пока мы еще полугалерея.

Как вы ищете художников?

Е.Т.: Поначалу мы даже боялись заявлять о нашей задумке, потому что было непонятно, что из этого получится. В то же время мы думали, что у художников всегда найдется какая-нибудь очень большая работа, которую сложно и хранить, и продать, и мы сможем ее позаимствовать. Но неожиданно первые художники, которые откликнулись на наше предложение, выразили желание создать что-то специально к спектаклю. Ян Рычий создал большую составную работу из двух половинок. Она очень клево сделана, это такой стрит-арт. Называется «Хоровод-2023»: там изображены пляшущие человечки в масках. Потом мы обратились к Родиону Китаеву, нашему старому товарищу, который сделал когда-то обложку для книжки Андрея «Звериный стиль». Он сейчас живет в Париже, поэтому мы спросили, не осталось ли у него каких-то работ в Москве. Но он прямо в Париже нарисовал новые работы и передал их через французского журналиста в Москву. Это было довольно романтично. Он их привез свернутыми в высоком тубусе. Это три картины, которые на сцене напоминают новогодние флажки.

Чьи еще работы увидят зрители следующих спектаклей?

Е.Т.: Сейчас мы ведем переговоры с Валерием Чтаком. Ирина Корина и Егор Федорычев, возможно, дадут какие-то готовые работы. Может, Ясмина сама что-то нарисует. А потом мы думаем сформировать опен-колл совместно с какой-нибудь галереей или аукционом. И если мы поедем на гастроли (сейчас у нас наклевываются гастроли в Ижевск), мы не потащим с собой работу из Москвы, а обратимся к местным художникам.

Режиссер Екатерина Троепольская и художница Ясмина Омерович. Фото: Ира Полярная
Режиссер Екатерина Троепольская и художница Ясмина Омерович.
Фото: Ира Полярная

Возможно, кто-то из художников захочет предложить вам свою работу, прочитав и это интервью. А существует ли что-то типа техзадания? Какими характеристиками должен обладать арт-объект, помимо большого размера?

Е.Т.: Критерий один: что бы мы повесили на стену нашего сквота? Работа просто должна понравиться всему нашему коллективу. Конечно, это должно быть что-то, совпадающее по настроению со спектаклем, но не иллюстрирующее его напрямую, то есть никаких самолетов в виде бананов. Мы даже готовы что-то скорректировать в спектакле по ситуации. Например, Егор Федорычев предлагает очень светлую работу. Мы буквально сегодня обсудили это с Еленой Перельман, нашей художницей по свету, и она сказала, что готова переработать под нее световую композицию.

Арт-объект в спектакле, несомненно, нечто большее, чем реквизит.

Е.Т.: Он находится прямо за актерами как огромный задник, но фактически это не задник, а все-таки художественная вещь. Вот мы сейчас с Ириной Кориной ведем в Школе Родченко курс, в котором пытаемся «поженить» поэзию с художественной практикой. И мы отлично понимаем, что, когда художники специально заходят на территорию сценографии, они работают в конкретном ключе, исходя из запросов сценографии. Но со своим творческим замыслом художники работают совершенно иначе: они ни подо что не подстраиваются, а просто делают что хотят. И собственно, нам интересно, чтобы этот самостоятельный арт-объект каким-то образом менял реальность каждого спектакля.

Я.О.: Это как акцент в стихах. Акцент на гласных, акцент в нужном месте. Поэтому и нет никаких критериев, кроме размера. И кроме нашего вкуса, нашего ощущения.

Сколько еще будет идти спектакль и какое количество арт-объектов планируется привлечь?

Е.Т.: Пока мы думаем, что у каждой работы будет примерно два спектакля. Но, вообще, в нынешней реальности мы ничего на годы вперед стараемся не планировать. Сыграли спектакль — очень хорошо, планируем следующий. Вот на март уже запланировали. Конечно, мы надеемся, что это будет долгая жизнь, но все зависит от того, как зрители будут ходить. В независимом театре все зависит от нас с вами. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+